|
О работе с детьми с асоциальным и преступным поведением в условиях интернатного учрежденияАвтор статьи: Князькина Лариса Федоровна
По оценкам фонда UNICEF каждые две секунды в мире появляется ребенок-сирота. В мире их насчитывается более 150 миллионов. В Российской базе данных детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сейчас числятся около 65 000 детей, 80 % это дети - сироты при живых родителях. Статистика не утешительна. Проблема развития ребенка в условия х интернатного учреждения без родительского тепла и любви приобретает большую актуальность. У воспитанников детских домов, реабилитационных центров, приютов страдают ключевые позиции личности: эмоционально-волевая сфера, ребенок испытывает сложности в самоорганзации, мотивации и самоконтроле, осознании и понимании своих и чужих эмоций, эмпатии. Страдает интеллектуальная сфера ребенка: ограниченный кругозор, недостаточное развитие мышления, ЗПР и так далее. Значительные сложности у воспитанников детских домов возникают и с особенностью самосознания, это проявляется в наличии проблемы с самоидентификацией, часто заниженной самооценкой, сложностями в социальной адаптации. Ребенок из детского дома, особенно из глубинки, это ребенок, который живет словно под куполом, в своем небольшом мире, порой наполненный жесткостью, одиночеством, беспросветностью. Часто воспитанники социально депревированные, со стойкими нарушениями здоровья, с психологическими травмами, сильной внутренней болью, лишенные положительного примера родителей. Дети без фундамента. Дети без прошлого. Не удивительно, что они делают много необдуманных поступков, чтобы получить недоступное им, но очень сильно желаемое (деньги, сладости, которые не дают в детском доме, красивую одежду и др.). В силу своего возраста, особенностей личности дети, они просто не предполагают, а еще чаще не задумываются о том, к чему может привести то или иное поведение – так и приходят дети к нарушению правопорядка, правонарушениям и преступлениям. Основываясь на опыте работы с детьми – сиротами, имеющими конфликт с законом, их склонностью к асоциальному поведению, совершению правонарушений и преступлений. Был разработан проект «Сделать выбор: от беспомощности к ответственности», направленный на профилактику правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, мотивирование к отказу от противоправного образа жизни, через применение восстановительного подхода, развивающих и диалоговых практик. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации оказал финансовую поддержку проекту в размере 1 051 780 р. Реализация проекта рассчитана на целевую группу подростков, совершивших преступления или правонарушения и их социальное окружение. Всего в проекте приняло участие 30 детей из целевой группы, 50 детей из социального окружения, 25 специалистов центра и 20 старших наставников (на 05.03.2017). Для достижения поставленной цели были поставлены следующие цели:
Срок реализации проекта: 1 апреля 2016 – 30 сентября 2017 года. Начало проекту дало определение состава целевой группы проекта. Основную группу составили воспитанники, состоящие на учете в органах полиции и КДН и ЗП, школьном учете, также были включены дети «группы риска» самого реабилитационного отделения. Контроль за реализацией проекта возложен на Межведомственную группу проекта, которая создана по согласованию сторон и в рамках заключения сотрудничества с полицией, УФСИН, пожарной частью, погранзаставой на основании приказа директора Константиновского центра социальной помощи семье и детям «Росток» . В межведомственную группу вошли руководители служб и организаций, с которыми были составлены соглашения о сотрудничестве и наставничестве. Для выполнения конкретных мероприятий проекта была создана рабочая группа. Одной из самых сложных задач проекта было – привлечение к работе с подростками добровольцев, которые смогли бы быть примером для воспитанников – хорошие хозяева, добросовестные работники, социально активные сельчане. Вера в то, что сельское сообщество все же не безразлично к детям, активная пропаганда наставничества, дали свои плоды. Основная нагрузка легла на июль. Специалисты отделения провели индивидуальные беседы с руководством УФСИН, полиции, пограничной заставы и пожарной части. Руководитель проекта лично встретился с каждым потенциальным наставником, большинство односельчан пошли на встречу. С организациями - наставниками были подписаны соглашения. Руководителям и наставникам были вручены положения «О старшем наставнике». Для контроля и учета работы наставников, а также координирования и анализа результатов работы в реабилитационном отделении центра был составлен Журнал «Учета работы старших наставников с воспитанниками». Таким образом, к сентябрю 2016 года у 16 воспитанников центра были старшие наставники. Встреча наставника с воспитанником осуществлялась 1-2 раза в месяц и по необходимости. Воспитатели были ознакомлены со списком наставников детей, а также получили номера телефонов, по которому, они могли связаться в случае необходимости. Роль старшего наставника - быть примером для несовершеннолетнего, обладая деловыми, моральными качествами оказывать на воспитанника положительное влияние. Перед старшим наставникам поставлены следующие задачи: создание доверительных отношений, создание условий для самораскрытия ребенка через совместный досуг, привлечение к посильному труду, профориентации, проведение профилактической работы в целях предупреждения антиобщественных действий, преступлений. В Константиновском районе подобное наставничество было организовано впервые, поэтому на Административном Совете при администрации района директор центра Русакевич Т.А. познакомила депутатов, работников администрации с данным нововведением. Эта информация была отражена в статье «Держать путь на снижение» от 5 августа 2016 г. в районной газете и на сайте Министерства социальной защиты населения Амурской области. На сегодняшний день наставничество только укореняется, еще не так стабильно и требует постоянного контроля руководителя проекта. Но это первые шаги, которые говорят о том, что наставничеству над воспитанниками – быть. Дети с большим удовольствием проводят время с наставниками – посильно помогают им в работе, занимаются спортом, ведут диалоги за чаем.
Хорошей поддержкой для осуществления реабилитационной работы с детьми, творческой деятельности была закупка оборудования, материалов в творческую мастерскую ручного труда, столярную мастерскую, кабинет психолога (создание темной сенсорной комнаты) за счет средств гранта. Артетерапия, творческая деятельность – затягивает детей. Каждый может выбрать себе по желанию творческое дело. Общеизвестно, что осуществление выбора, даже, с первого взгляда, такого незначительного, как выбор занятия (скраппукинг, шитье, рисование, бисероплетение, вязание, выжигание, работа с глиной и др) является профилактикой выученной беспомощности и формированием поисковой активности. Детям, в детских домах редко дают возможности выбора – их одевают, кормят, говорят, когда и что делать, жизнь по графику и расписанию. За детей, часто делают выбор взрослые, но в данном случае дети проявляют свою активность, свое желание. Кроме творческой мастерской мальчишки могут в столярной мастерской заняться чисто мужским делом. Творческая деятельность дает возможность ребенку развить поисковую активность, снять тревогу, улучшить моторику пальцев, снять эмоциональное напряжение, кроме этого творческое занятие воспитывает целеустремленность, усидчивость, настойчивость. Когда заняты голова и руки – некогда идти на преступления и правонарушения. Работа в творческих мастерских позволяет воспитанникам заранее подготовиться к выбору профессии, уже сейчас дети учатся шить, вязать, работать с бисером, мальчишки приобщаются к столярному делу. Помогают делать мелкий ремонт в комнатах. Девочки совместно с руководителем творческой мастерской постоянно участвуют в выставках продажах на сельскохозяйственных ярмарках, участвуют в выставках, районных и областных конкурсах. Большим событием для специалистов центра стали обучающие семинары. Обучение прошли 25 специалистов Константиновского центра «Росток», получены сертификаты. Обучение прошли по темам: «Развитие личностных компетенций специалистов помогающих профессий, работающих с подростками с девиантным поведением, склонными к правонарушениям» - 42 ч., «Социально-психологическая реабилитация подростков с противоправным поведением» - 40 ч.. Данное обучение имело большое значение для специалистов, поскольку ранее многие педагоги не работали с детьми-сиротами с отклоняющимся поведением, психическими заболеваниями, совершающими правонарушения и преступления. Опытные тренеры Чекмарев М.В. (врач-психиатр, практикующий психотерапевт, педагог г. Благовещенск) и Любачевский И.А. (клинический психолог, семейный психотерапевт, медиатор, г. Хабаровск) дали исчерпывающие знания для педагогов, помогли решить профессиональные затруднения, расширить эмоциональные компетенции. Специалисты не только были слушателями, активно работали в динамических группах, разбирали случаи, выступали своими проектами, тренировались в ведении групп и это малое, что произошло на семинарах – тренингах. Многие специалисты отметили, что это помогло иначе взглянуть на возникающие проблемы, и было большим подспорьем для личностного роста. Педагоги были ознакомлены с техниками работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, основами психологической компетентности в работе с детьми с психиатрическими заболеваниями, научились работать в балинтовских группах, освоили базу медиативного процесса, ведения терапевтических групп. Говорили и учились правилам построения психолого-педагогических отношений через технологии восстановительной и развивающей работы. Обучались работе в кругах сообщества, Изучили техники психокоррекции в аддиктологии и суицидологи, техники семейной психиатрии. Специалисты не только прослушивали материал но и много работали практически через деловые игры, упражнения, кейсы, отработки техник, групповой терапии.
На медиацию в учебных заведениях в настоящее время обращено серьезное внимание. В медиации важно не только решить конфликт, но и чтобы пострадавшая сторона была реабилитирована в своих и посторонних глазах. Для создания этой службы важно обучить детей медиации, научить их терпимости, принятию, дать основные навыки конфликтология и медиации. Сначала дети в течение 3-х месяцев прошли учебу (занятия) по основам медиации и только потом, совместно с психологом, включились в деятельность по решению конфликтов в реабилитационном отделении. При этом ребята решают конфликты и самостоятельно, учат других ребят - обсуждать проблемы, а не доводить их до оскорблений и конфликтных ситуаций. Значительным социальным опытом и встречей с иным миром ценностей, культуры и поведения дали познавательные и профориентационные экскурсии. Для воспитанников, которые ранее выезжали из села в город только в больницу или на большие праздники, инициированные Министерством социальной защиты, эти экскурсии являются настоящим праздником. Дети видят отличающийся мир, иные отношения, учатся правилам поведения, встречаются с реальной жизнью, в которую некоторым воспитанникам выходить уже через год. Дети познают реальную жизнь через яркое прикосновение к ней: экскурсия на телевидение, издательский дом, шоколадная экскурсия, судостроительный завод, общественная организация воинов-афганцев «Боевое братство», эколого-биологический центр, музей МЧС, Краеведческий музей, глиняную мастерскую, конный клуб, просмотр мультипликационных фильмов. Все это помогает осознать детям, что есть иной вариант жизни, где нет преступности, где такие ценности, как здоровье, хорошая профессия, любовь к Родине и родному краю, толерантность, социальная активность, душевная красота и другое – являются основными.
Летом, помимо основного отдыха в загородных летних лагерях, лагере Приморского края, была организована смена летнего спортивного палаточного лагеря, где проводились мероприятия оздоровительной, психологической, познавательной направленности. Лагерь располагался на берегу реки Амур. Составлено положение о лагере, каждый день проходил согласно утвержденному плану мероприятий. Дети занимались спортом, играли в подвижные игры, проводились познавательные и развлекательные мероприятия, психологические занятия и тренинги. Много занятий и бесед проводилось на тему формирования здорового образа жизни, первой медицинский помощи. В лагере дети обучались самостоятельности и ответственности. Дети собирали шиповник, удили рыбу, ходили по грибы. Дважды в лагерь приезжали кураторы – пограничники и проводили с воспитанниками беседы на правовые и патриотические темы. Все время было заполнено интересными и запоминающимися моментами. Подводя итог, хочется отметить, что все проведенные мероприятия были безусловно эффективны и внесли в жизнь учреждения заметные положительные изменения. Дети научились говорить открыто на Большом совете, с каждым заседанием, все больше детей занимает активную позицию, все больше ребят приходят на Совет, с самого начала были воспитанники, которые не считали Совет необходимым. Работа с наставниками помогает ребятам больше узнать о разнообразных профессиях, побыть рядом с мужчинами и увидеть их в профессиональной деятельности.. Многие из ребят, часто хотят побольше побыть в гостях у наставников, некоторые уже высказывают мнение, что пойдут в ту или иную профессию. Выезды помогли ребятам научиться вести себя в обществе. В последнее время поведение ребят среди людей резко изменилось в положительную сторону, они перестали бояться задавать вопросы экскурсоводам, стали более активными и менее стеснительными. Изменилась даже речь воспитанников, они уже не позволяют себе грубо высказаться. Меняется и поведение, дети стремятся подражать социально-одобряемым нормам поведения. Положительные изменения в создании четкой системы учреждения было замечено и специалистами Министерства социального развития Амурской области. Проект «Сделать выбор: от беспомощности к ответственности» - безусловно эффективен. За короткий срок проведения проекта снято с учета 3 воспитанника (органы внутренних дел, и КДН и ЗП), а также 3 воспитанника – состоящих на учете в школе в «группе риска». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|