|
Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапииАвтор статьи: Мащенко Елена Николаевна
Цель коррекционных занятий с элементами пескотерапии -модификация желаемого поведения у детей-аутистов в возрасте 7-8 летв классах с ЗПР. Модификация поведения (от лат. modificatio — изменение) —предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма,метод регулирования социального поведения. Модификация поведения (англ. behavior modification) - коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах формирования условных рефлексов (иначе говоря, на принципах классического и инструментального обусловливания), а также на методах, использующих когнитивное научение(напр., моделирование). Коррекционные занятия по модификации поведения у аутичных детей поступивших в 1 класс для детей с задержкой психического развития в возрасте 7-8 лет направленны на адаптацию детей с РДА к школьной среде,на формирование общеучебных умений и навыков, моделирование желаемого поведения. Дети с РДА поступающие в коррекционную школу в классы для детей с ЗПР очень сложно проходят адаптационный период и если не применить своевременную помощь, то процесс адаптации становится практически невозможным. Поступившие дети с РДА характеризуются определенной возможностью борьбы с тревогой имногочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных(прыжки, перебежки и т.д.), речевых (скандирование слов, стихов, крики ит.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д. Эти дети малодоступны контакту, спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки. У них наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью. Средства помощи на психологических занятиях аутичному ребенку направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков. Для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения мы применяем постоянные физические нагрузки. Занятиями по моторной коррекции, на которых ученики приобретают знания и навыки, имеющие большое значение для развития личности, а также распознают возможности своего тела и учатся использовать их в жизни. Успех обучения детей с аутизмом зависит от ощущений и эмоционального настроя учеников на занятиях, а также от умения вести себя в коллективе. Положительные эмоции, как и положи-тельный опыт общения с окружающими, способствуют наиболее успешному обучению. Как известно, моторика тесно связана с эмоциями. С одной стороны, двигательная активность, участие в играх, успехи в учебе влияют на эмоциональный настрой ученика, с другой - эмоции находят свое выражение в движениях. Именно поэтому нормализация психофизического тонуса -один из важных аспектов социализации аутичного ребенка. Методы психологической помощи используемые на коррекционных занятиях:на первом этапе основной задачей является установление контакта для достижения возможности эмоционально тонизировать ребенка. Исходно его можно построить лишь на основе немногих значимых впечатлений которые дети получали в процессе полевого движения, выстраивания и созерцания зрительного ряда, простейшей сортировки предметов. Установление и поддержание контакта должно подкрепляться осторожным усилением, эмоциональной акцентуацией этих приятных для ребенка впечатлений спомощью словесного комментария; второй этап психологической работы нацелен на формирование устойчивого пространственно-временного стереотипа занятия. Он дает возможность фиксировать и устойчиво воспроизводить сложившиеся эпизоды игры, что позволяет постепенно все более дифференцировать взаимодействие. Условием формирования такого стереотипа было построение мною определенного пространственно-временного порядка занятия. Вто же время этот порядок не должен формироваться слишком жестко,поскольку пластичность ребенка в отношениях с окружающим (как и вслучае нормы) является необходимым условием развития, дает возможности нахождения новых точек соприкосновения; третий этап — развитие смыслового стереотипа занятия. Возникновение избирательности и развитие положительно окрашенной индивидуальной картины мира позволяет детям стать более приспособленными и благополучными в привычных, прежде всего в домашних условиях жизни. Это, в свою очередь, открывает возможность для более сложного осмысления происходящего: появляется большая направленность на людей, интерес кдругим детям, эмоционально окрашенным становится контакт с близкими. Дети должны начать функционально использовать игрушки, из них выделять любимые, появляется все больше игровых сюжетов, основанных на приятных бытовых впечатлениях и уже не связанных напрямую со стереотипами аутостимуляции. Все это создает основу для формирования смыслового стереотипа занятия, в рамках которого происходит не просто накопление бытовых сюжетных эпизодов, но и складывается их осмысленная естественная последовательность; четвертый этап связан с развитием сюжетной игры, в которой все больше выделяется активность самого ребенка, формируются социально адекватные способы самоутверждения. Упорядочивание и осмысление детьми бытового опыта, их адаптация к привычным условиям открывает путь, с одной стороны к развитию эмоциональных связей, с другой к появлению возможности более активного и самостоятельного освоения среды, возможности адаптации к ситуациям нарушения бытового порядка, неопределенности, непредсказуемости. Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи и обогащение словаря аутичного ребенка, ведется внутри психологической коррекции аутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции активности ребенка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя как субъекта коммуникации и взаимо-действия, формированию представлений о близких людях. В процессе описанной психологической коррекции все дети аутисты значительно продвигаются в аффективном развитии: во все более сложном осмыслении происходящего, в организации активных отношений с людьми и средой; нормализуются функции саморегуляции. У них становится менее глубок аутистический барьер. Значительная часть защитных образований начинает носить не гиперкомпенсаторный как на начальном этапе занятий, а адекватный, компенсаторный характер: при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения; стараются выполнятьтребования близких. У них появляется не витальный, а эмоциональный симбиоз с матерью, с постоянным аффективным «заражением» от нее. В адаптационных мероприятиях детей с РДА в нашей школе участвует весь педагогический коллектив и специально подготовленные дети сопроводители – которые ориентируют ребенка аутиста по школе во внеурочное время. План – конспект психологического коррекционного занятия по модификации желаемого поведения у ребенка аутиста в условиях специальной коррекционной школы в 1 классе для детей с задержкой психического развития. Задач несколько: - обучающая: научить детей определять на ощупь свойства песка,активизировать в речи слова «шершавый, твердый, мягкий». Закрепить названия цветов, форм, величин; создать обучающую среду для установления социальных контактов и моделирования желаемого поведения у детей с РДА; - коррекционная: развить у детей мелкую моторику рук, восприятие,мышление, фантазию и слух; - воспитательная: воспитать бережное обращение с песком, аккуратность. Оборудование: геометрические фигуры различных цветов и величин деревянные и в форме мягких модулей (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник, овал), две песочницы в форме ванн на подставках, детский парашют, мягкие модули, покрывала по количеству детей, скотч, ванна с водой на подставке, лейка, салфетки, музыкальный центр, кукла, сухой бассейн с разноцветными шарами). На занятии присутствуют 4 ребенка: 1 ребенок с РДА, 2 ребенка с задержкой психического развития органического генеза, 1 ребенок ДЦП – все дети обучаются в 1 классе для детей с задержкой психического развития вусловиях специальной коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями в развитии. Ход занятия:дети входят в сенсорную комнату под музыку и приветствие: «Ребята, как много гостей пришло к нам в гости! (обыно на занятии седят педагоги. вопитатели и другой школьный персоонал, который работает с ребенком с РДА) Поздороваемся с гостями». Круг желаний. Объявить детям задачи занятия: «Сегодня на нашем необычном занятии мы с
(Все вышеуказанные игры сопровождаются детской веселой эмоционально Наше занятие подходит к концу, и я вас приглашаю в круг радости. А сейчас вы можете забрать свой сладкий приз в бассейне (сухойбассейн с разноцветными шарами, куда на каждом занятии кладутся запакованные сладкие призы и дети купаясь в бассейне ищут свои сладкие призы). Комментарий: занятие для ребенка с РДА строится строго в концентрической последовательности, т.е. на каждом занятии первая часть занятия, где выполняются физические, силовые упражнения как рождение, тоннель, ползание и т.д. практически одинаковая, а вот вторая часть занятия пескотерапия каждый раз в вкратце повторяется и добавляется новая информация: согласно теме плановых учебных занятий т.е. ели дети на уроке сегодня изучали фигуры, значит на пескотерапию берем фигуры. Если дети изучали цифры и буквы, значит на пескотерапию берем цифры и буквы, таким образом, постепенно формируется желаемое поведение у детей с РДА через игру с песком и сенсорную интеграцию, что облегчает дальнейшую работу учителя дефектолога при преподавании основных учебных предметов. Список используемой литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|