|
Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Модный вопрос: «Развивать ли ребенка и когда начинать? Это полезно или вредно?» Представим развитие ребенка через метафору, как строительство дома с «0». Назовем этот дом «Мозговое здание». У этого «мозгового здания» есть основные части: фундамент, стены, крыша. Фундамент формируется из того, что заложили в него родители! Вы ожидали большего от ребенка? Разочаровались? В этом есть смысл? Будьте честны перед собой и перестаньте ждать от ребенка невозможного. А лучше займитесь «укреплением фундамента» в соответствии с возрастными нормами. Но помните, Всё хорошо в меру! Приходится слышать от молодых родителей следующее: - Он до года ест, спит, плачет. Разве ему еще что-то надо? или - Я включаю мультики, только тогда ребенок успокаивается и ест/сидит/лежит. А я могу спокойно делами заняться. или - К рукам приучать вредно. Поплачет и перестанет. Или - С бабушками ребенку будет лучше, правда же? Я вся нервная, а они спокойные. И пустот с изъянами в фундаменте становится всё больше и больше. Важно осознавать, что именно на этот фундамент в дальнейшем будут опираться стеночки. Если во время беременности мама была тревожной, беспокойной, испытала стресс, болела , была патология в родах или другие неблагополучные события сопровождали беременность, то это тоже добавляет в фундамент изъяны. Все события, которые происходят с ребенком до 1 года, отражаются в «фундаменте». Недостаточное питание, общение со значимыми взрослыми, уход, двигательная и речевая активность – изъяны в фундаменте. Активное общение с ребенком глаза в глаза, чтение сказок и стихов, тактильные игры, контактные игры, разговоры, живое общение укрепляет фундамент «мозгового здания». Надо ли развивать ребенка? Да, чтобы исключить еще большее образование изъянов в фундаменте "мозгового здания". На фундаменте с изъянами выстраиваются стеночки «мозгового здания». Что произойдет далее с обычным домом, если фундамент некачественный, с пустотами и изъянами? Кирпичные стены давят на фундамент и он «плывет», проседает или дает трещины. У ребенка тоже «проседает фундамент», и мы видим несоответствие в развитии. Ребенок рано заговорил, но не справляется с пуговицами, шнурками, зубной щеткой. Запоминает быстро стихи, но не может самостоятельно одеться и всё теряет, инфантилен или неуклюж. Знает все цифры, считает, решает логические задачки, а руки и ноги не слушаются или проблемы с социализацией. Если вы начнете усиливать то, с чем ребенку справляться легче, то, что он и так умеет, то фундамент «мозгового здания» будет проседать еще больше именно в этом месте! Заблуждение родителей: Развивают то, что и так хорошо развито, потому что легче дается, потому что ребенку с этим справляться интереснее, так как меньше трудностей. Это как при строительстве стен жилого дома, класть кирпичи только слева, а справа не докладывать. Неравномерная стена! Кривой дом! Это может стать причиной СДВГ, ЗПР и других приобретенных диагнозов. Именно поэтому, необходимо развивать то, что дается с большим трудом, а не то, что развито наиболее за счет «пустоты» и «изъянов» в фундаменте. Родители заблуждаются, принимая такое несоответствие в развитии за способности ребенка.
Вопрос: «Помогите мне разобраться в способностях ребенка (6 лет). На какое образование нацеливаться? Гуманитарное? Научно-естественное? Творческое? Из выше сказанного следует, что способности, которые проявляются (то, что дается легко) – это перекос в стеночках «мозгового здания». Важно исправить этот перекос, выравнить стеночки, т.е. доразвить те способности умения и навыки, которые даются с бОльшим трудом. Доминирующие способности проявились за счет других «кирпичиков - способностей», что приведет к ослаблению стенок "мозгового здания" Нельзя развивать то, что легко дается. Если ребенок в 4 года читает книжки с удовольствием и вызывает этим восторг у взрослых, то следует притормозить, а не усиливать раннее речевое развитие. На стеночки обычного дома устанавливается крыша. Что будет с домом, если фундамент с изъянами, стенки перекошены и сверху устанавливается крыша? Да, дом рухнет. Крыша в «мозговом здании» устанавливается к 14-15 годам. Что мы наблюдаем массово в общеобразовательных школах: - с 5-6 класса у ребенка устойчивое отвержение школы - ухудшение здоровья физического и психического - неврозы, протестное поведение и т.д. Крыша давит, стеночки проседают. Ребенок протестует как может. В 5 – 6 лет,да и раньше тоже, стоит задуматься о качестве стеночек «мозгового здания». На ровные и крепкие стеночки "мозгового здания" встанет крыша, и дом устоит! А тогда и о способностях ребенка можно задуматься! Подсказка: Хвалите своего ребенка за старание, а не за результат!
Статьи на любой вкус. Подпишись и читай. Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2, скайп irino4kavas
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|