Как развивать ребенка до года?!

Сегодня хотелось бы поговорить про особенности развития малышей до года.

Краткий ликбез в психофизиологию, чтобы понимать всю важность периода первого года жизни.


Итак, нас будет интересовать центральная нервная система, а точнее, головной мозг. Головной мозг, если коротко, состоит из подкорково-стволовых структур и коры. Масса головного мозга новорожденного – 340–400 г, что составляет 1/8–1/9 массы его тела, а наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые 2 года. Затем темпы немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как у взрослого. Но форма и величина борозд и извилин существенно изменяются и после рождения. Кора у детей значительно тоньше, чем у взрослого.

Миелинизация нервных волокон, расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершаются к 3-м годам. Последующее развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. К году дозревают подкорково-стволовые структуры, к 6-7 годам - кора больших полушарий, к 12-14 - кора лобных долей больших полушарий. Однако по последним данным, окончательное дозревание головного мозга происходит к 27-28 годам (эта цифра растет, долгое время окончательным периодом развития ГМ считался возраст 23-24 года)

Однако именно в первый год жизни активно развиваются и дозревают подкорково-стволовые структуры - продолговатый мозг, средний, промежуточный, мозжечок, таламус, гипоталамус, базальные ганглии, лимбическая система. Именно благодаря активному развитию всего это конгломерата, малыш начинает следить за предметом, фиксировать взгляд, держать головку, переворачиваться, садиться, ползать, ходить, улыбаться, играть и все-все-все, что может делать малыш этого возраста.

Как развивать ребенка до года


Получается, что в основе развития малыша лежат постоянный анализ и переработка новых ощущений, стимулов - от прикосновений, от общения со взрослыми, от звуков, от запахов, от цвета и света, и прочее. Чем больше стимулов, тем больше "пищи" у нервных клеток, тем больше и быстрее они разрастаются.

Такой тип развития называется сенсомоторный, можно сказать, основа, фундамент. И, как можно уже догадаться, именно в этот период мозг наиболее пластичен к точечной коррекции в том числе. Обычно он компенсируется сам с той или иной степенью успешности, если происходили какие-то неприятности во время беременности, или во время родов, что в последствии невролог определит как минимальную мозговую дисфункцию, или перинатальную энцефалопатию. Конечно, вопрос степени нарушения, но, все же, компенсаторные возможности ГМ у детей огромны. Но и ГМ тоже можно помочь!

Итак, что же можно такого сделать, чтобы помочь малышу сделать его мозговой "фундамент" более прочным и работоспособным.

1. Плавание в бассейне. Если врач не ставит каких-то явных противопоказаний, то грудничковой плавание - это прекрасный способ стимуляции всего ГМ, это работа и с гипотонусом, и гипертонусом (кстати, именно в воде проблема с тонусом становится очевидной, если она есть), это тренировка вестибулярного аппарата, это, в конце концов, положительные эмоции, если плавание происходит вместе с мамой. Уже одно только плавание способно снять немало проблем со стороны НС. Да, конечно, можно плавать и дома в ванной, но сейчас практически в каждом городе есть группы в бассейнах, где малыши от 3-х месяцев плавают с мамами под руководством инструктора.

2. Постоянный контакт с мамой, или, если это невозможно, со значимым взрослым. Это ношение на руках или в слинге, постоянные прикосновения, поглаживания, разговор, напевания, массажики и прочие ми-ми-ми

3. Если ребенок носит подгузники, менять их как можно чаще, а не 2-3 раза в день, и дело не только в гигиене, это еще можно пережить. Идея тут в том, что малыш в подгузнике не испытывает сильного дискомфорта, не зовет лишний раз маму, соответственно, недополучает бездну ощущений. А что происходит при смене подгузника - разворот-поворот, сняли, помыли, протерли, положили так, эдак, развернули, погладили, помяли, надели подгузник, поулыбались друг другу, поделали "козу-бозу".

4. пальчиковый массаж, знакомство с новыми материалами и источниками ощущений (мягкий, пушистый, ребристый, холодный, теплый, сыпучий, твердый, липкий, вкусный, кислый, шуршащий и т.д.) Главное, следить, чтобы не съел ничего лишнего, пока вы отвлеклись... ;) Важно помнить, что у малышей мир познается через рот - съедобное или нет.

Оговорюсь, чего не стоит делать в первый год жизни, "с пеленок": учить читать, считать, заучивать названия животных и стран, песни, стихи и прочее. Ну, вы поняли, да.

Итак, плавайте, играйте, общайтесь, обнимайтесь, целуйте, носите на руках - это все, что поможет малышу быть более успешным в жизни. И это пока только психофизиология, о психологии в другой раз.



Просмотров: 609
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь