Две способности, которые важно развивать в себе любому родителю

     Многие психоаналитики, исследующие детско-родительские отношения называют «родительство» третьим этапом развития человека (первый связан с отделением от матери в раннем детстве, второй – с отделением от родителей в подростковом периоде). Вместе с тем, психологические задачи адаптации к новому опыту и ситуации могут оказаться крайне трудными.

Важным становится готовность к новой ступени развития – родительству, к выполнению родительских функций. При определении данного критерия исследователи предлагают оценить, в какой степени родители (или те, кто ими хочет стать) могут способствовать развитию своего ребенка. Далее психоаналитики определяют «родительство» как динамическое состояние открытости к изменениям и развитию способностей родителей в процессе взросления ребенка. Родительство является непрерывным  процессом обновления и уточнения представлений родителей о психической жизни их ребенка, сопровождающий все этапы его развития.

Исследователи описали те психические механизмы, за счёт которых и происходит это обновление представлений:

Первый механизм связан с первичным репродуктивным влечением, со стремлением взрослого человека к самоотдаче и к заботе о ком-то. Это стимулируется физиологическими изменениями во время беременности, а после родов – процессом лактации, делающим ребенка непосредственным объектом материнского инстинкта кормления. Это вызывает доверие и самоуважение, как у матери, так и у ребенка.

 Заботясь о своем ребенке, мать идентифицирует себя с собственной матерью, обращаясь к собственному детству, восстанавливая в своём сегодняшнем состоянии образ поведения, отношения, реакции матери. Т.о. значимым оказывается качество ранних отношений с собственной матерью, история развития, а также степень успешности процесса сепарации-индивидуации (отделение от родителей и установление собственной индивидуальности) и т.д. Развитие собственной зрелой автономности родителей позволяет снизить симбиотические импульсы в отношении ребенка по мере его взросления.  Здесь я обращусь к теме детей, живущих и  воспитывающихся всю свою жизнь в детских домах, вернее к девочкам. Имея возможность общаться с ними непосредственно (также это отражено и в художественных, документальных фильмах), меня всегда цепляла фраза о том, что они знают о том, что такое расти в детском доме и они не пожелают этого никому, а когда сами вырастут и станут мамами, то ни за что, ни при каких обстоятельствах не отдадут своих детей в детский дом. Но позднее я узнавала, что одна родила и оставила ребёнка в роддоме, вторая… Эти ситуации  не единичны. В чём же дело? Почему они так горячо заявляя о том, что не хотят, чтобы их ребёнок воспитывался в детском доме, оставляют их?  Возможно дело как раз в том, что, не имея опыта детско-родительских отношений (только воспитатель-воспитанник), им оказывается не с кем идентифицироваться, они не знают того, как вообще ведут себя матери и как вести себя по отношению к собственному ребёнку. В результате, они отказываются от роли матери, передавая заботу о малыше государству и как раз в этом идентифицируясь с собственными матерями.

Второй механизм рассматривается как временный и более сложный. Он связан с частичной регрессией матери (возвращение к более раннему уровню функционирования). Т.е. мать идентифицируется с собственным ребенком,  переходит на уровень его развития, что помогает  ей лучше понять его потребности и желания. Такую регрессию можно наблюдать, например, в общении матери с ребёнком до двух-трёх лет – мимика становится более выразительной, появляется дополнительное интонирование, речь наоборот становится более простой, часто это отдельные слова, используются односложные предложения.  При обращении к матери другого взрослого, она возвращается на свой уровень развития и начинает говорить более сложными фразами, становится способна сдерживать свои эмоции в соответствии с ситуацией и т.д.

Важно отметить, что на всех стадиях развития детско-родительских отношений, так или иначе, проявляются оба типа идентификаций. Варьировать может только степень их выраженности на той или иной стадии. Когда ребенок становится старше, в результате смешения этих двух идентификаций могут возникнуть проблемы, связанные с актуальными потребностями ребенка на различных этапах развития.

Далее для выполнения родительских функций женщина должна быть способна устанавливать и поддерживать близкие отношения с мужчиной. Значимо то, какие отношения складываются между родителями ребёнка.

Для каждого из родителей необходимо обладать умением реализовывать свои потребности и чувствовать удовлетворение в областях жизни, не связанных с воспитанием детей, иначе дети могут стать заложниками собственных желаний матери или отца. Для того чтобы продемонстрировать это предлагаю рассмотреть следующий случай. Так отец  сопровождает ребёнка на тренировки по хоккею, вместе с тренером выстраивают его режим дня, специальное питание и следит за его соблюдением. Постепенно у него не остаётся времени на выполнение собственной работы, связанной с профессией. Он отказывается от своей карьеры, посвящая всё своё время карьере спортсмена сына, т.к. именно достижение хороших спортивных результатов является не реализованным ранее желанием отца, но реализующимся сейчас через сына. В будущем ему будет достаточно сложно отпустить сына, когда тот посчитает нужным заявить о своей самостоятельности, отдельности от отца или выбрать другую сферу интересов. Во-первых, ему будет сложно вообще заявить о своём желании стать самостоятельным и тем более обрести её. Ведь психологическое состояние отца оказывается напрямую зависимым только от успехов сына. Если же это всё-таки произойдёт (скорее всего, в подростковый период), то для отца это может стать настоящим кризисом.

Подводя итоги важно подчеркнуть, что главной целью родительства является развитие ребёнка. Оно сопряжено с необходимостью самому родителю постоянно развиваться, открывать у себя новые способности и обновлять свои представления о ребёнке (актуальных интересах, фантазиях, переживаниях и т.д.) по мере его роста. Психоаналитики подчеркивают двухмерность родительства – это быть как ребёнок, идентифицироваться с ним и быть «как бы сверху» – взрослым, который  может посмотреть на ситуацию более широко. Готовность стать родителем зависит от детского опыта родителей, более ранних травматических переживаний, особенностей взаимоотношений между самими родителями, а также наличием других возможностей для самореализации, помимо родительства.

Список используемой литературы:

  1.  Коряков Я. И. Эволюция родительских образов в психоанализе // Психологический вестник Уральского государственного университета, 2002. Вып.3.

2.   Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантиса, СБ. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн Л. Тишлер. Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006.



Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Отношения отца с ребенком при разводе родителей. За что отвечает мама?
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Как дочь становится для матери соперницей?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Сталкинг становится все более опасен: что делать, если твой мужчина тебя пугает
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь