Ребенок для матери или мать для ребенка?

 

Ко мне на консультацию часто приходят женщины, которых беспокоят проблемы с их ребенком. Нередко их обращения звучат так: «Он все время плачет или висит на мне, столько проблем с грудничками, вряд ли я решусь на второго ребенка», «Он совершенно не слушается, сделайте что-нибудь с ним, сил моих больше нет!», или же « Его ничего не интересует, мы устали бороться с этим». Характер проблемы может меняться в зависимости от возраста ребенка, но не меняется суть посыла, с которым мама приходит к психологу: «Сделайте мне удобного ребенка».

Естественно, сознательно мы никогда так не будем озвучивать свой запрос к психологу. Мы даже можем сами себе не признаваться в том, что хотим удобного ребенка, однако ребенок рано или поздно нам на это укажет.

Как вам кажется, это возможно? Возможно ли вообще такое, чтобы ребенок был удобен своим родителям? Удобны ли бессонные ночи и колики новорожденного? Удобна ли необходимость бегать на родительские собрания в школу и ожидать ребенка с занятий у логопеда, а потом мчаться с ним в «зубную». Удобно ли женщине посвятить большинство времени родившемуся ребенку, при этом отказываясь от своих привычек, потребностей и желаний?

Ребенок для матери или мать для ребенка

Ответ в данном случае очевиден. Но, несмотря на такую очевидность, род человеческий не прекращает свое существование, и мы все с вами ныряем в родительство или отчаянно стремимся к этому. А все потому, что все эти «неудобства» ничто по сравнению с тем, какую радость и удовлетворение мы получаем от наших детей. Ну, конечно, и потому, что так устроена наша психика, где родительская сфера включена автоматически .

Итак, на кону наши собственные «удобства» и дети, которые не могут быть удобными по определению. Как быть? Некоторые мамы в таких случаях несут миссию жертвы и соглашаются со своей «кармой», другие, даже и не задумываясь, занимаются своей жизнью, оставив детей на других взрослых, а третьи разрываются между собой и ребенком, испытывая серьезные психологические переживания.

Чтобы разобраться в этом вопросе окончательно, предлагаю рассмотреть эту ситуацию с позиции самого ребенка, волшебным образом оказавшимся внутри своей мамы.



9 месяцев рост и развитие малыша обеспечивает та среда, вокруг которой он находится. Питание, кислород, тепло дается растущему человечку просто так, без всяких условий. И для ребенка эта ситуация выглядит так: «Мама вокруг меня - это условия для моей жизни», а не «Я внутри мамы, внутри жизненных условий». Чувствуете разницу? И после рождения ситуация не меняется, мама опять все это дает ребенку, без всяких условий и компромиссов. Именно мама - условия для жизни ребенка, и именно маме необходимо быть удобной для него.

Если с самого начала женщина соглашается и принимает то, что ее природа наградила быть условиями для роста, развития и жизни нового человека, где нужно быть удобной, а не ожидать удобств от него, все встает на свои места.

Но тогда возникает вопрос: как определить границы и сроки такой «удобности» для ребенка? Не собираемся ведь мы всю жизнь посвящать себя тому, чтобы просто быть для кого-то. В данном случае самопожертвование мной не поощряется. Каждый из нас имеет самостоятельный жизненный путь, имеет собственные убеждения, задачи, цели и желания. И, если мы говорим о маме и ее ребенке, мы это должны учитывать вдвойне. Не будет самодостаточной мамы - не будет здорового личностного развития ребенка.

Материнская задача, с рождения младенца, войти с ним в «диадический симбиоз». В переводе с языка психологии это означает «двое как одно целое». Это нужно для того, чтобы мать предоставила себя ребенку, который еще не осознает себя, и стала его частью, осуществляющей заботу о нем, предоставляющей возможности для развития и взаимодействия с миром.

А следующая задача матери будет совершенно противоположной - это постепенное отделение и выход из симбиотических отношений.

Этот процесс завершается приблизительно к 3 годам и в психологии называется психологическим рождением ребенка. Все это время ребенок, по мере овладевания новыми возможностями, осознает себя как отдельное существо и, окончательно отделив себя от мамы, начинает заявлять «Я», « Я хочу», « Я сам» и т.д. За эти три года мама постепенно перестает быть его руками, ногами, питанием и т.д.

Казалась бы, на этом наша удобность, как мамы для ребенка, должна закончиться. Но не спешите делать преждевременные выводы. Наша удобность принимает другую форму. Ребенок взрослеет, и взрослеют его потребности и возрастные задачи. После 3-х лет ребенок учится быть человеком, учится взаимодействию с миром, учится через отношения со сверстниками, друзьями, воспитателями, учителями, круг которых с каждым годом будет расти. И расти будет сам ребенок, расти и развиваться как человек, как личность. И удобность мамы заключается лишь в том, чтобы давать самое необходимое своему ребенку: это любовь, поддержку, внимание и возможность взрослеть, возможность раскрыться и быть принятым таким, какой он есть, с его ошибками, синяками и двойками. Мы говорим о маме, которая имеет свои потребности, жизненные цели, планы и стремится к их реализации, при этом с любовью и уважением отпускает своего ребенка в его собственную жизнь.

А потом, совершенно неожиданно, а может и очень даже ожидаемо, настанет время, когда он сам захочет быть тем удобным миром, который окутывает кого-то маленького и крохотного, для кого хочется быть теми самыми условиями для роста и развития, например, мамой для ребенка.

 



Просмотров: 1034
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как быть мамой здорового ребенка?
  • Конфликт между желаниями ребенка и мамы – основная проблема, с которой обращаются к психологу
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Школа жизни или как научить ребенка быть счастливым?
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Наказание ребенка, – каким оно должно быть и должно ли быть вообще
  • Почему я хочу стукнуть своего ребенка? Как быть?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Быть мамой ни одного ребенка...
  • Мама учится или работает. Травма для ребенка?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Рождение второго ребенка. 7 сложностей адаптации для мамы
  • Рождение ребенка – важный шаг, к которому нужно быть готовыми вместе!
  • Обучение расстановкам. Тревога мамы за жизнь ребенка.
  • Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка?
  • Мама без мужчины и я буду: неразрешение себе быть счастливее мамы
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • #Синийкит или как быть спокойным за своего ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Истерики у ребенка, как быть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь