|
Школа жизни или как научить ребенка быть счастливым?Автор статьи: Марина Альбертовна Нехаёнок
Здоровье наших детей… Из каких составляющих оно складывается? Безусловно, из того «генетического наследства», которое было заложено родителями и родом. Социальные аспекты тоже никто не отменял: лишь в спокойной, благоприятной, удобной для маленького ребенка атмосфере может вырасти счастливый, благополучный во всех отношениях, а главное – здоровый человек. Работая в детском саду, а затем в гимназии, я наблюдала многих детей из разных социальных слоёв общества. И, всякий раз, задумываясь о роли семьи в развитии и воспитании ребенка, приходила к одному выводу: семья – вот тот «островок безопасности» в беспокойном океане под названием «жизнь». Воспитатели, учителя, психологи, медики, социальные работники лишь помогают, направляют, поддерживают, дают рекомендации, иногда спасают. И самое печальное, что «спасать» порой приходится от семьи. От родителей, не желающих слышать и понимать, что их, порой неразумное поведение, очень дорого обходится. Незнание законов не освобождает от ответственности. Неумение ухаживать за ребенком, объяснять ему правила жизни, вводить в этот мир, такой разный и непонятный, без помощи значимого взрослого, может привести к ряду непоправимых последствий. Сегодня, к сожалению, мы сталкиваемся с проблемой переполненности классов в школе. СанПиН когда-то рекомендовали наполняемость не более 25 человек. А что сейчас? 38-40 первоклассников, среди них много ребят с особенностями поведения: гиперактивных, вспыльчивых, импульсивных, застенчивых. И всех их надо научить читать, писать, считать, рисовать, конструировать, творить. Любому родителю хочется быть спокойным за здоровье и психологическое состояние сына или дочери. А неумение общаться, уступать, выражать свои потребности словами, помогать другому, терпеть долгих 40 минут до перемены, влечет за собой замечания учителя, недовольство, обиды, конфликты. И тут от родителей очень многое зависит. Не надо бежать по первому зову ребенка в телефонной трубке с работы для того, чтобы «разобраться с этим …вым или …вой», который постоянно обижает, или «несправедливой учительницей, которая постоянно придирается». Давайте учить ребенка, хоть иногда, обходиться без нашей опеки. Иначе, как им, детям поколения next,строить будущее без конфликтов, ссор и войн? А как же быть с детками с ОВЗ, инвалидами? Конечно, школы сейчас активно работают над внедрением инклюзивного образования: проводится повсеместное обучение педагогического состава, разрабатываются адаптированные программы, появляются специалисты, необходимые при работе с особыми детками. Но всё должно начинаться с желания родителей помочь ребенку и выбрать форму получения образования, подходящую их будущему школьнику. От медицинских работников и специалистов ПМПК зависит подтверждение диагноза и направление ребенка в определенное учебное заведение по показаниям. Но, если ребенок не нуждается в помещении в специализированное учреждение, можно выбрать форму получения знаний и в рамках школьного образования с учетом рекомендаций. Так, подбирается форма индивидуального обучения, когда ученик посещает групповые занятия, не требующие большой умственной нагрузки и индивидуального сопровождения, с классом, а все, более сложные предметы, переносятся на отдельное время для индивидуальной работы с учителем. Ребенок может посещать все классные и внеклассные мероприятия, ездить на экскурсии и в театр с классом в сопровождении с родителем, то есть жить полноценной жизнью, общаться с друзьями и учителями, благополучно социализироваться. А что ещё нужно маленькому человеку для счастья? Семья может обратиться в ПМПК, где раз в полугодие решается вопрос о подборе наиболее подходящей, адекватной состоянию ученика, форме обучения. Да, не всякий родитель готов принять особенность своего ребенка. Ему кажется, что со временем всё наладится, изменится в лучшую сторону, «само собой рассосётся». А время идёт. И то, что можно было сделать на самом раннем этапе: регулярно наблюдать, провести своевременную диагностику, принять профилактические меры, и помочь с большей эффективностью, уходит и усугубляется. И тут каждый родитель, попавший в этот тупик, задает себе вопрос: «Почему я? За что мне это? Мне, умному и образованному человеку, успешному специалисту с двумя высшими образованиями, «достался» такой ребенок!?» И начинается хождение по специалистам разного рода. И каждый раз хочется надеяться на то, что «приговор» отменят, решив, что кто-то ошибся…Потом появляется гнев и возмущение, каждое слово врачей взвешивается, каждая рекомендация психолога или дефектолога ставится под сомнение, возникает непонимание в семье, порой опускаются руки, желание взять ребенка и убежать на край света, где нет никого, кто «лезет в нашу жизнь». И после этой бури эмоций, таких сложных, но понятных, наступает «прозрение» и понимание, что, «кроме меня, моему ребенку никто не поможет». Это нелегкий первый шаг к выздоровлению родители (или родитель, которого не смог поддержать партнер, уйдя из семьи с нездоровым ребенком) делают с твердой уверенностью в своих силах, великой надеждой на лучшее и желанием сделать все возможное и невозможное, чтобы ребенку было хорошо и спокойно. Так, осознание и принятие родителями проблемы позволяет говорить о сотрудничестве со специалистами по восстановлению семейной системы, так как каждый член семьи является частью данной системы, звеном одной цепи. И, если имеются нарушения в структуре системы, поэтапное воздействие на каждую часть позволяет исправить «поломку» и восстановить гомеостаз. В ином случае, ситуация усугубляется. Семья вступает в открытую конфронтацию, отказывается от всевозможных исследований и диагностики ребенка, пытается искать врачей, которые успокаивают и убеждают в том, что ситуация «не так плоха и вполне себе поправима». А время идет. Вот уже пора ребенка в школу определять, но, так как детский сад ребенок, по понятным причинам, посещал нерегулярно, а иногда и вовсе не посещал, наступает напряженный момент встречи с первым учителем. А опытный глаз педагога сразу определяет, что есть проблема. Семья направляется к школьному психологу, который тоже многое повидал на своём профессиональном веку. И тут надо решать, как достучаться до родителей, которые не готовы к особым условиям обучения их ребенка. Им кажется, что их ребенок «неугоден» школе и она, школа, пытается «избавиться» от «неудобного ученика». От того, как сработает команда завучей, медицинских работников, социально-психологической службы и других педагогов во главе с директором школы, зависит судьба ребенка, осложненная физическим недугом, ребенка, с еще не окрепшей психикой, но большим желанием быть нужным, значимым, любимым, успешным. Просто БЫТЬ! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|