Важность ритма.
Время, как мы знаем, это абстрактное понятие, поэтому его сложно научиться понимать в раннем возрасте. Психологи выяснили, что понятие времени у ребенка закладывается еще в утробе матери. Но время у детей формирует пространственно-временную ориентацию, биоритм. Всем новорожденным необходим ритм: режим кормления,смена дня и ночи, укачивание, так же все ритмичное, что ребенок воспринимает на слух, например песенки, стишки и т.д. Кроме того, малыши и сами создают для себя ритм - сосут палец, качают головой. Ритм для маленьких детей является основой баланса, который необходим для нервного спокойствия малыша. Многие родители переживают, что их ребенок скоро пойдет в школу, но еще не понимает и не осознает конкретное время. До семи лет ребенок просто не может понять абстрактное время. Дети никогда не скажут: "Это было в прошлом июне", а скажут: "Это было, когда я был на даче". Это связано с тем, что градация времени в их сознании отличается от взрослой, существует только прямая связь с событиями уже пережитыми или переживаемыми в данный момент времени, даже будущее для детей сложно дифференцировать. У них есть прошлое - события уже случились, будущее - случатся когда-то, и есть очень объемное и понятное настоящее! Дети живут настоящим моментом, чему мы, взрослые, должны иногда снова учиться! Так что же должен понимать ребенок до семи лет? Первым шагом в осознании событий является понятие о временах года, месяцах и днях недели.Закладываем первые кирпичики абстрактного мышления у дошкольника!
С чего начать?
У времени есть два свойства: первое - цикличность, все возвращается на круги своя, для этого вы можете использовать часы с круглым циферблатом. Понимание времени с помощью круглого циферблата поможет в дальнейшем лучше понять дроби, части, а так же даст более наглядное значение словам: "прошлое", "будущее" и "настоящее". Второе свойство времени - неповторяемость, что можно понять при помощи электронных часов, т.к. на этих часах мы видим только "сейчас"!
Ребенку полезно знать обо всех свойствах времени, а значит, иметь представление не только об обычных, но и об электронных часах.
Сначала дошкольнику нужно объяснить основные, базовые понятия времени. Для этого вы можете выполнить со своим ребенком некоторые упражнения. Например, поговорите с ним о его возрасте, сколько ему было два года назад, сколько будет через пять лет и т.д. Обсудите с малышом его умения раньше, сейчас и в будущем.
Очень важно познакомить ребенка с такими понятиями, как минута, секунда, час. Это лучше сделать с помощью игры, например, что можно сделать за секунду? Хлопнуть в ладоши или ударить по мячу. Затем поговорите с ним о том, что можно сделать за минуту, за час, за день. С чего же начать обучение ребенка определению времени?
Объясняя ребёнку последовательность событий, совсем не обязательно и даже не нужно говорить, где на часах, какая стрелка, и что она означает. Он ещё не готов воспринять эту сложную информацию, т.к. она ему просто не нужна. Помните, мы говорили про ритм? Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий (ритм), например, в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка...
Прежде чем начать учить малыша пользоваться календарем, рассказывать ему, что такое сутки, неделя, месяц, год, надо познакомиться с понятиями «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро» и другими, связанными с течением времени.
Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами.
В будущем времени: сначала мы умоемся, потом будем завтракать, сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать, потом ты будешь рисовать.
Для ознакомления с этими понятиями можно также использовать картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений: рост и развитие растения или животного; последовательные действия по изготовлению чего-либо (сначала строят фундамент, потом первый этаж и все последующие, затем крышу).
Рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать. После прочтения сказок вместе с ребенком разыгрывайте их, используя игрушки следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия.
Купите тоненькие книжки с простейшими сказками, вырежьте иллюстрации и наклейте на картонки. Их можно использовать для разыгрывания сказки.
Определяем времена года.
Следующий шаг – это выработать понимание у ребенка времен года. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для этого выйдите на улицу, понаблюдайте, покажите малышу, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Рекомендуется также прочесть сказку "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки.
Купите отрывной календарь, где каждый лист это один день. Так же, начиная заниматься с малышом, удобнее пользоваться календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть весь год и отдельно месяцы и дни. Помните, что ничего не должно отвлекать ребёнка от нужной ему информации, поэтому отрежьте или заклейте все отвлекающие внимание картинки. Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы – дней очень много. Каждое утро называйте, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц. Можете дополнительно писать это все буквами и цифрами из магнитной азбуки прямо на холодильнике. Скажите, что день, который наступил, кроме своего «имени», имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и т.д. А день, который наступит, пока называется «завтра». Через некоторое время расскажете, что такое позавчера и послезавтра. Конечно же ребёнок сразу не запомнит все, что вы ему рассказываете, но если уделять этому по 5 минут каждый день, соблюдать ритм и последовательность передачи полезной информации и подавать её в игровой форме, то ребенок запомнит и сможет пользоваться новыми навыками быстрее. Старайтесь в течение дня возвращаться к изучаемым предметам и навыкам, ищите в повседневной жизни, природе, сказках, мультфильмах примеры того, что рассказываете своему ребёнку. Так у малыша быстрее будет развиваться причинно-следственное мышление, будут выстраиваться цепочки событий и их последовательность.
Мои первые часы.
Теперь можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее.
Можно нарисовать плакат, на котором будут большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Пяти событий, повторяющихся в одно и тоже время будет достаточно. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной: на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д. Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.
Спасибо за внимание!
До новых встреч!
/продолжение читайте в следующей части/