|
Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)Автор статьи: 404
Волновая природа внутренних ритмов организма. Определенное внимание во второй половине ХХ века и в наше время уделяется исследованиям волновой, ритмической природы живых организмов и их психики. Как писал Б.М. Теплов, «чувство ритма в основе своей имеет моторную природу... Переживание ритма по самому существу своему активно, нельзя просто “слушать ритм”. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его “сопроизводит”, “соделывает”... Восприятие ритма с психологической стороны представляет особый интерес именно потому, что в нем с чрезвычайной яркостью, обнаруживается, во-первых, что восприятие не есть “чисто духовный процесс”, и, во-вторых, что оно есть процесс “активно-действенный». Жизненные процессы и деятельность живых организмов ритмичны, а ритмозадающие стимулы (пейсмейкеры) можно условно поделить на внешние и внутренние. Внутренние механизмы, судя по всему, эволюционно сформированы под воздействием внешних, таких как смена дня и ночи, лунные месяцы, приливы и отливы, солнечная активность, смены времен года, изменения магнитного, электрического полей земли, колебания давления и др. Пейсмейкерами циркадианных ритмов являются, по-видимому, нейроны таламуса, однако разные процессы управляются различными пейсмейкерами (двигательная активность – супрахиазмальное ядро гипоталамуса, в которое идет сигнал с сетчатки, и т.д.) Разрушение ядра приводит к утрате суточных ритмов, что восстанавливается только путем трансплантации. Внутренние ритмы и генетический анализ – предмет особого направления исследований. Волновым механизмам нейрорегуляции подчиняются все психические функции, в том числе и антиципационные (прогнозирующие) механизмы, вплоть до уровня социального взаимодействия. Как писал К.С. Станиславский, «между темпо-ритмом и чувством и, наоборот, между чувством и темпо-ритмом - нерасторжимая зависимость, взаимодействие, связь... На ум непосредственно воздействуют слово, текст, мысль, .представления, вызывающее суждения. На волю (хотение) непосредственно воздействуют: сверхзадача, задача, сквозное действие. На чувство же непосредственно воздействует темпо-ритм». Безусловно, в перспективе –изучение и темпорального взаимодействия природы, окружающего мира и человека, однако в настоящее время эти процессы не изучены. Взаимовязь восприятия времени и антиципации. Очевидным представляется, что наличие нейронов-пейсмейкеров обуславливает не только ритмику и плавность антиципационных процессов (предвосхищение), но и саму возможность антиципации – соответствие ритма организма ритму окружающей среды для успешного и своевременного прогнозирования на всех уровнях антиципации. Как писал Д.Г. Элькин, «восприятие будущего связано с ожиданием. Будущее - это то, что предстоит, наступающий, завершающий этап действия. При некоторых неврозах процессы ожидания расстраиваются. В одних случаях эти расстройства заключаются в постоянном ожидании чего-то. В других случаях, наоборот, больные не в состоянии ждать, каждое ожидание является для них чрезвычайно мучительным. В одних и других случаях наблюдается нарушение ориентировки в будущем». Различение и антиципирование признаков образа происходит в нейросетевых модулях системы определенного восприятия (зрительного, слухового и т.д.), составленных из каналов-путей параллельного анализа информации. Признаки соотвественно этому нейромеханизму объединяются в сложный объект, каковым может быть и мелодика музыкального произведения. Помимо объектов, которые осуществляют интеграцию признаков (это гностические нейроны, селективно настроенные на сложный объект; а также нейроны тождества и новизны, которые отвечают за формирование и хранение нервной модели стимула), необходимо учитывать работу пейсмейкеров, в первую очередь таламуса (промежуточный мозг). Именно в таламусе находятся главные, но не единственные пейсмекеры. Нейроны неспецифических ядер таламуса обладают свойством авторитмичности. Они генерируют и поддерживают ритмическую активность коры полушарий. Также большую роль играет ретикулярная формация ствола мозга, которая оказывает синхронизирующее влияние (генерация устойчивого паттерна ритма), и десинхронизирующее (нарушает ритм). Антиципация, безусловно построена также на основе ритмических процессов организма, прогнозирование образа или мелодии строится ритмически и зависит от ритмики, вместе с тем имеет эмоциональную окраску, связанную с комфортом-дискомфортом узнавания-неузнавания (в случае знакомых образов) или угадывания-неугадывания (в случае незнакомых образов) - будь то музыка, речь, образы других модальностей - т.н. «антиципаторный эффект» - приятное настроение, глубокие эмоциональные переживания. "Больше всего чувствует при слушании музыки профан; меньше всего - образованный художник" - музыка становится наслаждением тогда, когда слушатель находит удовлетворение в отгадывании намерений композитора, констатируя, как "ожидания оправдываются", или "приятно обманываясь в них". Дэвид Гурон указывает, что эмоциональное ожидание задействует пять различных комплексных реакций (response systems): - ответные реакции реагирования (reaction responses), включающие защитные рефлексы; - ответные реакции напряжения (tension responses), в которых анализируется неопределенность ситуации и регулируется уровень стресса; - ответные прогнозирующие реакции (prediction responses), ответственные за прогнозирование поведения; - ответные реакции воображения (imagination responses), которые включают механизм представления отложенного вознаграждения; - оценочные реакции (интеллектуальная оценка). Можно сделать еще одно предположение: в зависимости от ритмичности деятельности, эмоционального и физического состояния организм преднастроен на определенный, фоновый (предварительно заданный ситуацией) ритм восприятия. Затем, прослушивание музыки сопровождается антиципаторным эффектом, зависящим от того, идет ли совпадение ритмики музыкального фрагмента с «фоновом» ритмом. Воспоминание данного ритма актуализирует прошлые состояния, образы, ситуации. На неосознаваемом уровне происходит также синхронизация ритмов – внутреннего и внешнего, а следовательно и синхронизация состояний "автор - исполнитель - слушатель". Эмоциональная окраска носит индивидуальный характер (возможно, это связано с преобладающей потребностью распознавания знакомых образов, или напротив, предвосхищения новых). Тем не менее, необходимо предположить, что и устойчивые сочетания звуков, мелодика, ритм, существуют и могут быть объяснимы с точки зрения эволюции и нейрофизиологии – многие мелодии вызывают устойчивую и схожую реакцию у разных животных и человека, на большинство людей (например, на пассажиров в метро) воздействуют интонации, закладываемые в «стонах» попрошаек: «мы сами не местные...» и т.п. Здесь мы несколько уходим в сторону - подробное изучение эволюции и поведенческого значения антиципационного эффекта мелодики и ритма, видимо, еще предстоит открывать исследователям. Синкопы, каденции, ритм и размер, тональность звучания – все эти музыкальные приемы влияют на эмоциональное восприятие музыки и, собственно, звуков, включают определенные эмоции, вызывают эмоциональные и телесные реакции. При использовании эффектов совпадения-несовпадения ритмов с задаваемым нервной системой ритмом, а также эффекта комфорта-дискомфорта, возникающего при антиципации - «антиципаторный эффект» - мы имеем возможность использовать когнитивную регуляцию (или саморегуляцию) в сочетании с значительным эмоциональным эффектом. На этом принципе сочетания построены некоторые техники психотерапии (бинауральная стимуляция, ДПДГ/EMDR, майнд-машины и др.), и хотя изучение и практическое применение техник началось относительно не так давно – в конце ХХ века, результаты впечатляют. Также существуют и более длинные, циркадные (суточные) ритмы, адаптирующие организм к природной среде (ритм восхода-захода солнца). Они регулируются соответствующими структурами организма – органами чувств, мозгом (сетчатка глаза передает информацию об освещенности к супрахиазматическому ядру гипоталамуса, далее – эпифиз, выработка мелатонина и др). Соответственно, изменяются такие параметры, как температура тела (повышение к вечеру и снижение к утру), выработка гормонов, колебания давления и частоты сердцебиения, настроение, коммуникативные процессы и др. Еще более длительные ритмы «привязаны» к таким временным периодам, как неделя, месяц, год (природные ритмы, которые находят свое отражение в организме - приливов-отливов, лунных фаз и солнечной активности). Как показывают исследования, ритмичность свойственна не только отдельному организму, но и целым коллективам . Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|