|
Гл.3/ 3.5 /ч 1. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.Автор статьи: 404
Гл.3/ 3.5. Темпорально-волновая природа антиципации. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект. Определенное внимание во второй половине ХХ века и в наше время уделяется исследованиям волновой природы живых организмов и их психики. В данном разделе мы проводим небольшой обзор этих тенденций применительно к психологии конструирования будущего. Волновая природа внутренних ритмов организма. Жизненные процессы и деятельность живых организмов ритмичны, а ритмозадающие стимулы (пейсмейкеры) можно условно поделить на внешние и внутренние. Внутренние механизмы, судя по всему, эволюционно сформированы под воздействием внешних, таких как смена дня и ночи, лунные месяцы, приливы и отливы, солнечная активность, смены времен года, изменения магнитного, электрического полей земли, колебания давления и др. Пейсмейкерами циркадианных ритмов являются, по-видимому, нейроны таламуса, однако разные процессы управляются различными пейсмейкерами (двигательная активность – супрахиазмальное ядро гипоталамуса, в которое идет сигнал с сетчатки, и т.д.) Разрушение ядра приводит к утрате суточных ритмов, что восстанавливается только путем трансплантации. Внутренние ритмы и генетический анализ – предмет особого направления исследований [99]. Волновым механизмам нейрорегуляции подчиняются все психические функции, в том числе и антиципационные механизмы. Волновая природа антиципации. Очевидным представляется, что наличие нейронов-пейсмейкеров обуславливает не только ритмику и плавность антиципационных процессов, но и саму возможность антиципации – соответствие ритма организма ритму окружающей среды для успешного и своевременного прогнозирования на всех уровнях антиципации. Различение и антиципирование признаков образа происходит в нейросетевых модулях системы определенного восприятия (зрительного, слухового и т.д.), составленных из каналов-путей параллельного анализа информации. Признаки соотвественно этому нейромеханизму объединяются в сложный объект, каковым может быть и мелодика музыкального произведения. Помимо объектов, которые осуществляют интеграцию признаков (это гностические нейроны, селективно настроенные на сложный объект; а также нейроны тождества и новизны, которые отвечают за формирование и хранение нервной модели стимула), необходимо учитывать работу пейсмейкеров, в первую очередь таламуса (промежуточный мозг). Именно в таламусе находятся главные, но не единственные пейсмекеры. Нейроны неспецифических ядер таламуса обладают свойством авторитмичности. Они генерируют и поддерживают ритмическую активность коры полушарий. Также большую роль играет ретикулярная формация ствола мозга, которая оказывает синхронизирующее влияние (генерация устойчивого паттерна ритма), и десинхронизирующее (нарушает ритм). Антиципация, безусловно построена также на основе ритмических процессов организма, прогнозирование образа или мелодии строится ритмически и зависит от ритмики, вместе с тем имеет эмоциональную окраску, связанную с комфортом-дискомфортом узнавания-неузнавания (в случае знакомых образов) или угадывания-неугадывания (в случае незнакомых образов) - будь то музыка, речь, образы других модальностей - т.н. «антиципаторный эффект» [609] . "Больше всего чувствует при слушании музыки профан; меньше всего - образованный художник" [98]. Музыка становится наслаждением тогда, когда слушатель находит удовлетворение в отгадывании намерений композитора, констатируя, как "ожидания оправдываются", или "приятно обманываясь в них".
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|