Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?

Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка

     Влиянию деструктивных семейных отношений на возникновение у детей и подростков психосоматических заболеваний посвящено немало работ, написанных ведущими психологами как нашей страны, так и зарубежья...
   Так, Н.Д. Линде тесно связывает появление аллергии у ребенка с эмоциональной холодностью его матери...
    А.Я. Варга описывала случай, когда "коалиция по вертикали" бабушки и внука (проводившей затяжную войну с зятем) в итоге также привела к заболеванию ребенка...

  Но сейчас я хочу рассказать о крайне интересном, на мой взгляд, исследовании А.А. Лифинцевой и А.Б. Холмогоровой,  опубликованном в журнале "Консультативная психология и психотерапия" (№1, 2015 год), причем постараюсь донести информацию (учитывая, что многие наши читатели не владеют профессиональной терминологией) - как можно более простым языком...

    При этом под:
психосоматическим расстройством понимаются как патологические телесные симптомы, так и функциональные и органические нарушения органов и систем, возникающие у индивида под влиянием запредельных для него социально-стрессовых факторов. (А.А. Лифинцева, А.Б. Холмогорова)

    Как отмечают авторы статьи, вначале, под влиянием сильного длительного эмоционального стресса, у ребенка появляются:
- депрессия, подавленное настроение, нарушение адаптации (1-ый уровень психосоматики);
- затем возникают нарушения функций органов, но еще не имеющие выраженной патологии (то есть - при обследовании в поликлинике - диагноз: здоров) - анорексия или булимия (резкая потеря или набор веса), нарушение координации движений, частичная потеря речи, нарушение чувствительности кожи,  частичная глухота или слепота, недержание мочи и кала (2-ой уровень);
 - далее - тяжелые телесные заболевания  - экзема, псориаз, крапивница, а также астма, гастрит, язвенная болезнь и др...(3-ий уровень)

    В исследовании приняли участие 184 ребенка  со 2 стадией психосоматики (функциональные нарушения), 182 - с 3-ей стадией (органические заболевания), и 100 условно здоровых ребенка, а также родители детей всех трех групп... Возраст детей - 5-10 лет.

    Проверялась гипотеза о  таких возможных причинах возникновения заболеваний, как: дисфункция семейной системы, индуцирование эмоций (напоминание  прошлых ошибок), запрет на выражение ребенком эмоций и чувств (в том числе - позитивных), сверхконтроль со стороны матери, инверсия семейных ролей (передача членами семьи своих обязанностей друг другу), а также устаревшие семейные установки и правила...

  Метод исследования: тестирование. Основные методики, которые были использованы:

  1. Проективный тест "Моя семья" (автор - Хоментаускас) - по этому рисунку можно определить характер, эмоции и чувства ребенка, а также выявить стиль семейных взаимоотношений.

 Ребенку дают лист бумаги, карандаши, и дают простую инструкцию "Нарисуй свою семью".
Здесь я не буду приводить полную интерпретацию этого  теста, скажу лишь, что он весьма информативен и может многое рассказать о видении ребенком своей семьи и о своем месте в ней.
Так, сила нажима карандаша и размер фигуры говорит о том, насколько значим этот член семьи для ребенка. И чем ближе расположен к ребенку взрослый - тем он эмоционально более приемлем ему (на картинке (взятой из интернета)- более значимы - мама и папа, а эмоционально ближе девочке - папа)


 В проведенном исследовании - для детей со 3-ей стадией психосоматики - наиболее авторитетной оказалась бабушка (смещение ролей), для группы со 2-ой стадией (имеющие функциональные нарушения) - бабушка и папа. Наиболее эмоционально близка (для обеих групп) - мама. 
Сиблинги (братья и сестры) были исключены детьми обеих групп (то есть - их просто не рисовали)

2.  Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (опросник Э.Г. Эйдемиллера и  В.В. Юстицкиса)
 Тест заполнялся родителями и показал, что, в отличие от семей со здоровыми детьми, в семьях с детьми 2-ой и 3-ей групп преобладает стиль воспитания с гиперпротекцией ребенка (все силы и время родителей - ему), отмечается недостаточность требований - обязанностей к нему и требований - запретов, а также минимальность санкций, которые бы применялись к ребенку в случае его проступка.

   То есть, ребенок с психосоматикой становится "объектом гиперопеки" со стороны всех членов семьи, у него - минимум обязанностей и вседозволенность.
 Взрослея, такой малыш становится эгоцентричным, имеет проблемы в отношениях со сверстниками (ведь его все больше изолируют от них - чтобы не "подхватил инфекцию")

   Сила протекции  родителями ребенка  в обеих группах напрямую связана с тем, какой стиль воспитания те сами получали в семье родителей. Им самим не позволяли принимать решения самостоятельно, вторгались в их личную жизнь ("я знаю - как тебе будет лучше")...

3. Опросник родительской связи PBI (в адапт. Калины и Холмогоровой) показал, что среди больных детей преобладают малыши с "избегающим" типом привязанности к матери (когда ее - "вроде и нет") - в том случае, если мать сама испытывает фобию утраты ребенка - 53% всех детей.
 Второй тип привязанности - "амбивалентная" - когда ребенок оскорбляет или подчеркнуто игнорирует  мать - у 39% детей. Здесь прямая корреляция с неразвитостью родительских чувств у самой матери (поверхностный интерес к делам ребенка, а также - когда мать всеми силами стремится устроить свою личную жизнь)

4. Тестирование с помощью  «Опросника привязанности подростков к родителям и друзьям» Армсдена и Гринберга показало, что у больных детей обеих групп происходит одновременное сочетание высокого уровня доверия к родителям - и отчуждение (гнев), вероятно - вызванные и стремлением к самостоятельности, автономии от родителей - и страхом обретения ее.

5. Данные опросника  СЭК «Семейные эмоциональные коммуникации» ( Холмогоровой и  Воликовой) рассказали, что в семьях с детьми, имеющими функциональную дисфункция (2 группа психосоматики)  родители и излишне критикуют ребенка (считая, что тот - не болеет, а уклоняется от своих обязанностей (напр. просто не хочет идти в школу) ,"прикидывается")-  и внушают ему чувство тревоги за будущее...

В третьей группе - наоборот - идет сочетание чрезмерной заботы и тревоги за ребенка...

 В обеих группах родители возлагали на детей излишне высокие надежды, требовали абсолютного послушания, запрещали выражать любые эмоции.

                                                              Заключение

  По мнению исследователей,  деструктивный стиль воспитания детей, который приводит к возникновению психосоматических нарушений различной тяжести, характеризуется:
1. В аспекте стратегий воспитания - снижение к ребенку уровня требований, изоляция от сверстников, излишняя протекция и забота.
2. В сфере внутрисемейных коммуникаций - постоянная трансляция ребенку своей тревоги, фиксация внимания лишь на негативных ситуациях, запрет на выражение любых чувств, недовольство ребенком и обесценивание его.
3. Инверсия семейных ролей (часто-доминирует бабушка, а отец исключается из процесса воспитания)                                                  
   А Вы как думаете, дорогие мои коллеги и читатели? Поделитесь своим мнением в комментариях, пожалуйста...

                                                  С уважением - Елена Ольхович



Просмотров: 632
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Ты тупая бабушка! Уходи!" Что делать с гневом ребенка?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь