Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
В каждом из нас есть внутренний ребенок. По Бёрну, который ввел этот термин, – это «…очень ценная часть личности… позволяет нам переживать радость, творчество, восторг, очарование… это источник интуиции и искренних чувств» (из интернета). Внутренний ребенок по мне и не только – это вместилище всех тонких материй человека: чувств, желаний, творческого потенциала, самобытности и подлинной сущности.
Внутренний ребенок не вырастает во взрослого, он остается ребенком навсегда и всегда нуждается в любящем, заботливом родителе. Мы обращаемся со своим внутренним ребенком также как наши родители обращались с нами в детстве, мы впитываем модели и сценарии и автоматически применяем их. Но, вырастая и обретая внутреннего родителя, у нас, всё же есть есть выбор каким родителем стать своему внутреннему ребенку.
Когда с внутренним ребенком нет контакта или с ним плохо обращаются – например, не слышат и не слушают, тогда нет контакта со своими желаниями, потребностями, в жизни мало радости, удовольствий, интереса, энергии, появляется ощущение «я живу не свою жизнь».
Как писал великий любимый д-р Бьюдженталь, который называл это внутренним чувством: «…Меня никогда не учили прислушиваться к своему внутреннему чувству. Наоборот, меня учили слушаться внешнего – родителей, учителей, вожаков бойскаутов, профессоров, начальников, правительство, психологов, науку – из этих источников я брал инструкции, как мне прожить мою жизнь. Те требования, которые шли изнутри, я рано научился рассматривать как подозрительные, эгоистичные и безответственные, как сексуальные или неуважительные по отношению к матери. Внутренние побуждения – и с этим, кажется, согласны все авторитеты – являются случайными, ненадежными, подлежащими немедленному строгому контролю. Вначале этот контроль должны осуществлять взрослые, но если бы я был правильным человеком, со временем я смог бы сам выполнять функции надзирателя, как будто родитель, учитель или полицейский находятся прямо здесь, в моей голове» («Наука быть живым»).
Очень многие умные, образованные, гуманные, толерантные люди вокруг меня плохо обращаются со своим внутренним ребенком, при этом очень озадачены тем, чтобы стать хорошим родителем своему реальному ребенку.
Психотерапия – это своеобразная школа приемных родителей, где учатся быть любящим родителем своему внутреннему ребенку. Для начала налаживают контакт – знакомятся, учатся видеть и слышать его, потом, постепенно, всё остальное – слушать, делать выбор в его пользу, уважать, жалеть, защищать, заботиться, поддерживать, доверять. Залюбленный внутренний ребенок дарит в ответ удовольствия, радость, свободу, творчество, идеи, ощущение «я живу свою жизнь». И нет, он не сядет на голову:) Хотя, это было бы так чудесно – много взрослых, у которых на головах сидят их внутренние дети, а не тренды, железная логика или психологические теории.