|
Глава 5 "ВНУТРЕННИЙ РЕБЁНОК - источник интуиции, искренних чувств и жизненной энергии"Автор статьи: Грицай Марина Николаевна
“У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим”. Жан Жак Руссо (1712-1778), французский философ
ГЛАВА 5"ВНУТРЕННИЙ РЕБЁНОК –ЭТО ИСТОЧНИК ИНТУИЦИИ, ИСКРЕННИХ ЧУВСТВ И ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ "Читатели, вы уже знаете, что когда слово «ребёнок» пишется с маленькой буквы, то имеется ввиду маленькие мальчик или девочка. А когда это слово пишется с заглавной буквы или употребляется слово «Дитя», то таким образом обозначается одно из наших чувствительных эго-состояний – наш Внутренний Ребёнк. В этом заключается разница между двумя этими словами. «Я слышу, как звучит одна песенка, И мне хочется поведать вам о ней, О её торжественном, счастливом и славном напеве. Я слышу, как звучит эта песенка, И эта мелодия наполнена смехом детей после дождя.» Дин Мартин, 1956 г. Читатели, а вы слышали когда-нибудь эту песенку? Чувствовали ли лёгкий ветерок по коже? А помните ли вы запах, который бывает после дождя? А как пахнет поп-корн? Вкусно ведь? Вы когда-нибудь были напуганы? Помните когда последний раз смеялись? А любите ли вы плескаться в море? А когда вы последний раз злились? Чувствуете ли вы себя иногда сильно рассерженным или наоборот довольным и счастливым, грустным или возможно плохо себя чувствуете? Если вы ответили «да», то в вас говорил ваш Внутренний Ребёнок, все эти чувства испытывает именно он. МАЛ, ДА УДАЛЭго-состояние Внутреннего Ребёнка одна из самых сильных сторон личности любого человека, хотя в реальной жизни дети – это маленькие и беззащитные существа. Данное эго-состояние помогает нам чувствовать, но оно не сильно в мыслительных процессах, и в этом ему нужны контроль и защита со стороны. В этом случае наши Внутренние Взрослый и Родитель практически всегда очень хорошо заботятся о нашем Внутреннем Ребёнке. Но иногда Ребёнок преднамеренно делает только то, что хочется ему. Например, вы можете съесть что-то испортившееся или вредное, после чего у вас начинает болеть живот, или когда вы поздно ложитесь спать, а утром не можете встать вовремя, или когда делаете какие-то необдуманные вещи, из-за которых можете как-то пострадать, физически или морально. Всё это доставляет кучу проблем всем трём эго-состояниям. Ребёнок заболевает, чувствует себя плохо или оказывается в беде, на что Родитель может раздражаться или наоборот беспокоиться, а Взрослый может быть озадачен или в отчаянии, что же сейчас делать. Когда мы говорили о нашем Внутреннем Родителе, то имели виду, что внутри нас есть Критикующий (Контролирующий) и Заботливый Родитель – две важные части внутри нас, которые очень важны, без них мы практически не сможем существовать. Они бывают как положительными, так и отрицательными. Например, Родитель со знаком «+» – это Заботливый и Структурирующий, а Родитель со знаком «-» – Потворствующий и Критикующий. И именно положительные стороны нашего Родителя нам жизненно необходимы. Если же рассмотреть поближе Внутреннего Ребёнка, то выяснится, что внутри него также есть две части – Адаптивный и Свободный Ребёнок, – которые также очень важны для каждого из нас и могут влиять на нас как положительно, так и отрицательно. Схематично, это можно изобразить так:
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИЛИ СВОБОДНЫЙ РЕБЁНОКДавайте начнём разбираться в себе с исследования нашего СД. Эта часть нашего Внутреннего Ребёнка даёт нам право свободно ощущать свои чувства. Благодаря ней мы можем смеяться во весь голос, хихикать, плакать, быть в плохом настроении, ощущать себя счастливым, быть напуганным, можем любить и ненавидеть, можем быть импульсивными, можем играть в игры и быть забавными. Свободный Ребёнок также называется Естественным Ребёнком. Чтобы понять, кто такой СД, можно посмотреть на малышей, которые могут плакать или смеяться, бодрствовать или спать, играть со своими игрушками или родителями, и делать они будут это всякий раз, когда им это захочется. Таким же образом проявляется в нас наш Естественный Ребёнок, когда мы веселимся и разрешаем себе испытывать различные чувства, и не важно в каком возрасте мы это делаем. Ваш Естественный Ребёнок чувствителен (поэтому мы можем «показывать» его только самым близким), он любит испытывать исключительно хорошие чувства, есть вкусную еду, пить свежее молоко, и делать он будет всё прямо здесь и сейчас, чтобы ни случилось, тогда, когда ему захочется. А ещё он очень требовательный. А иногда он может испытывать и совершенно противоположные чувства – ему становится очень страшно или он испытывает боль, плачет или кричит. Свободный Ребёнок – это часть вашего Внутреннего Ребёнка, которая может размышлять и действовать в его интересах для того, чтобы получить то, что ему хочется, он умный и изобретательный, и у него отличная интуиция. Он может создавать и придумывать всё вокруг себя: сказки, невидимых друзей, он любит рисовать, играть во что-нибудь и придумывать игры, может создавать то, что видит в своих мечтах. Например, он может помочь вам представить, что вы лётчик самолёта, или что вы известная модель дорогого журнала, или что вы – космонавт. Взрослые люди называют это грёзами. И если бы не подобные мечты, то в мире не было бы ни одного изобретения. Поэтому мечтать и воплощать мечты в реальность – это здорово! Конечно для этого нужно будет потрудиться, чтобы воплотить их в реальность. Томас Эдисон, великий изобретатель прошлого столетия, однажды сказал, что современные изобретения это всего лишь 1% всех наших мечтаний и 99% усердного труда. Именно Свободный Ребёнок знает, как сделать так, чтобы взрослые сделали для него то, что ему нужно в это момент. Например, ребёнок быстро научается тому, что его плач может привести к тому, что о нём позаботятся. Кроме того маленький ребёнок знает, что если улыбнуться – то можно получить улыбку в ответ, или любого другого Тёплого Пушистика – ребёнка могут взять на руки или его обнимут. Иногда Свободный Ребёнок может делать или знает какие-либо вещи, которые он видит или делает в первые. Возможно, кто-то вам когда-то говорил «Откуда ты это знаешь?», а вы отвечали: «Я не знал, я догадался». Такая ваша способность называется интуицией. Это весьма конструктивная и полезная часть вас, за которую отвечает ваш Свободный Ребёнок. МОЖЕТ ЛИ ТОГДА СВОБОДНЫЙ РЕБЁНОКПРЕДСКАЗАТЬ, ЧТО СЛУЧИТСЯ?Иногда ваш Свободный Ребёнок хочет веселиться больше, чем вам того нужно, или вытворит что-то такое, что может быть вообще опасно для жизни. Он может придумывать гениальные изобретения и тут же их тестировать для получения удовольствия. Например, весьма захватывающее занятие – прыжки с крыши для опробования крыльев сделанных в домашних условиях, но если вдруг крылья не будут работать, то все три ваших эго-состояния могут пострадать, вместе с вами.
Да, конечно, всё может закончиться хорошо, и это может означать, что сработала хорошая интуиция, дар предсказывания. Но, а если нет, то этому экспериментатору будет очень больно. АДАПТИВНЫЙ РЕБЁНОКАдаптивный ребёнок эта часть вас, которая подстраивается к той или иной ситуации в процессе общения с другими людьми. И эта сторона вас может быть разной. БУНТАРЬЕсли кто-то начинает командовать и диктовать вам, что нужно делать, как вы себя ведёте? Говорите ли вы в этот момент «Нет!»? Если да, то таким образом проявляется ваш Бунтующий Ребёнок. Он помогает нам почувствовать себя самостоятельными. Впервые мы начинаем проявлять самостоятельность начиная примерно с двух-трёх лет (период «я-сам», кризис трёх лет). Позже мы проявляем своё бунтарство в подростковом возрасте, а иногда и являемся бунтарями в течение всей нашей жизни. На самом деле быть бунтарём очень важно для нашего развития – но это не значит, что нужно постоянно бунтовать. От этого очень устаёшь и вы сами и окружающие от вас. А иногда бывает так, что Бунтующий Ребёнок проявляет себя и негативным образом. Например, начинает делать то, что запрещено родителями или обществом (ест много сладкого или употребляет наркотики, например). НИЧТОЖЕСТВОПолная противоположность Бунтующему Ребёнку это всегда говорящий «Да!» и делающий то, что ему скажут. Бывают такие люди, которые думают, что для того, чтобы получать поглаживания от других нужно быть «хорошим» и делать всё то, о чём его просят («синдром отличника»). Или наоборот, многие Родительские фигуры (учителя, мамы, папы, начальники и пр.) дают поглаживания лишь за то, что для них что-то делает другой человек. Таким образом вы научаетесь, что, для того чтобы получить поглаживание, нужно радовать Родительские фигуры или окружающих вас людей. В свой адрес тогда вы можете слышать, что вы любимчик учителей, маменькин сынок или подлиза. Эрик Берн называл таких людей, которые хотят угодить или чрезмерно порадовать Родительские фигуры или просто окружающих людей, «Ничтожеством». Ничтожество могут всю жизнь пытаться угодить людям, от которых они зависят, своим Родительским фигурам (начальникам, руководителям, мамам, папам, жёнам, мужьям и т.д.). Это так называемый Адаптивный Ребёнок со знаком «-» – он всегда послушен и ведёт себя «хорошо», но при этом он не использует своего Взрослого для того, чтобы понять, действительно ли это адекватно относительно сложившейся ситуации. При этом такие люди никогда не могут в конечном счёте получить от этого истинное удовольствие, так как не могут всегда догадываться и угадывать, чего же хочет другой, который при этом каждый раз будет всё больше требовать. Вместе с тем, нет ничего плохого в том, чтобы радовать других людей, если вы решили это сделать. Просто тогда будет проявляться Адаптивный Ребёнок со знаком «+», который учит нас, как можно ладить с другими людьми, как можно быть вежливыми с окружающими, и как необходимо вести себя в той или иной ситуации (в школе, дома, на улице, в общественном месте). БРЮЗГАРебёнка, который сидит надувшись, называют брюзгой. Брюзжание – это внутреннее недовольство, о котором человек боится сказать. Например, вас что-то беспокоит, но вместо того, чтобы сказать об этом, вы начинаете дуться и быть ворчливым. Для того, чтобы остановить этот процесс необходимо рискнуть и сказать, что же всё-таки вас беспокоит, например: «Мне не нравится, когда ты на меня орёшь.» Но если научиться пользоваться своим упрямством конструктивным образом (без манипуляций и пассивной агрессии), то это может помочь многого достигать в различных аспектах вашей жизни. *** Помните, что Внутренний Ребёнок каждого из нас – ОК, и все перечисленные его варианты находятся внутри нас, и наша задача найти с ними контакт и пользоваться ими конструктивно.
В этом вам поможет ваш Внутренний Взрослый, он подскажет, как можно находить общий язык с вашими Родительскими фигурами или просто окружающими вас людьми, вместо того, чтобы постоянно бунтовать, упрямиться, угождать им и заискивать, или вести себя чрезмерно инфантильно.
P.S. За основу статьи взят адаптированный и переработанный перевод книги Элвина и Маргарет Фрид «Современный ТА для детей (и взрослых)».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|