|
Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснутьАвтор статьи: Коршина Юлия Дмитриевна
Распространённой причиной сложностей с засыпанием у детей являются страхи. Чтобы разобраться с этой проблемой в начале необходимо уточнить у ребёнка, чего именно он боится: «Я заметил(а), что тебе в последнее время сложно уснуть. Тебя, наверное, что-то беспокоит?». Причин для страхов и беспокойств может быть много: темнота, монстры в тёмных уголках комнаты, привидения, ночные кошмары и т.д. Детей постарше могут посещать многочисленные тревожные мысли. Обычно причины для страха существуют только в воображении ребёнка, они не реальны или мало вероятны. Попробую показать, что можно делать на примерах из своей практики, а также поделюсь общими рекомендациями организации сна ребёнка. Впечатления от мультика и страх находиться в темноте Когда я работала в группе детского сада, мне встретилась девочка 4х лет, которая боялась идти отдыхать на тихий час. У нас с ней состоялась следующая беседа (П. – психолог, Р. – ребёнок): П.: Тебе страшно идти на тихий час. Р.: Да, там темно, я не хочу туда идти. П.: Тебе не нравится находиться в темноте… А что такого страшного и неприятного там может с тобой произойти? Р.: Там привидение! Ууу! П.: Ничего себе. А как ты узнала, что там может быть привидение? Р.: Я смотрела мультик! Там в темноте было привидение. Оно кружилось и делало так: «Ууу!» П.: О, а оно может сделать что-то плохое тебе? Р.: Ну не знаю, в мультике оно было доброе…но когда оно кружилось, все убегали и мне было страшно. П.: А что потом произошло? Р.: Приведение подружилось со всеми, оно оказалось добрым… П.: Как думаешь, если бы приведение из мультика могло появиться у нас на тихом часу и начало бы кружиться, может быть оно бы и с тобой захотело подружиться? Р.: Даааа (расплылась в улыбке). После этого разговора девочка просто пошла спать на тихий час. В этой беседе я использовала технику отражения эмоций. Дети намного охотнее делятся тем, что с ними происходит, когда вы признаёте и озвучиваете их переживания и замыкаются в себе, когда им говорят, что этих переживаний на самом деле нет, что здесь просто нечего бояться или высмеивают их. Также я задавала ребёнку вопросы для выявления того, что, в его представлении может плохого и страшного случиться и почему она так думает. Для решения проблемы важно понимать логическую цепочку в голове ребёнка, а не додумывать за него, что с ним происходит. По ходу беседы выяснилось, что приведение, которого ребёнок боялся, на самом деле было доброе и вызывало у ребёнка и положительные эмоции тоже. Так, акцент сместился на положительные эмоции и это позволило девочке отпустить своё беспокойство и пойти отдыхать.
Проблема живого воображения Недавно помогала 9летней Тане научиться справляться со своими страхами перед сном. Таня обычно (в течение полугода) долго не могла уснуть, как следствие не высыпалась, чувствовала себя уставшей, ей сложно было концентрировать внимание в школе, жаловалась на эмоционально подавленное состояние. Одна из причин проблем со сном заключалась в том, что малейший шорох в темноте стимулировал воображение рисовать перед глазами чудовищ. Девочка хорошо понимала, что чудовищ на самом деле нет (и большинство детей это понимает), и согласилась, что всё дело в воображении. Чтобы было проще решить, что же делать, я предложила представить воображение в виде монстрика (Монстр Воображения). Я частенько использую такой приём, но всегда обсуждаю с детьми, что наше поведение, мысли, эмоции, а также воображение, зависит от того, как работает наш мозг и что дело именно в его работе, но, чтобы проще было понимать, что там происходит мы говорим про монстриков. У нас состоялась беседа (Р.-ребёнок, П.-психолог): П.: Скажи, пожалуйста, а твой Монстр Воображения приходит к тебе только ночью? Р.: Нет, он часто приходит днём. П.: А что он делает днём? Р.: Ну, он помогает мне рисовать и придумывать истории для моих рассказов. П.: Ого, так получается, что днём Монстр Воображения помогает тебе? Р.: Да! (улыбается) Я люблю, когда он приходит днём. П.: Но когда он приходит ночью, он мешает тебе спать? Р.: Да, ночью я из-за него вижу чудовищ в темноте. Хочешь нарисую одно? П.: Да, давай. Девочка нарисовала чудовище, которое говорит: «Ты вкусная». Надо признаться, правда страшное чудовище. П.: Это правда страшное чудовище, мне бы тоже было не по себе, если бы я такое представила. Хм…а как думаешь, можно ли поговорить с твоим Монстром Воображения и рассказать ему, что ты очень любишь, когда он приходит днём, но ночью ты бы хотела, чтобы он поспал и ты тоже? Р.: Можно попробовать! П.: Или вот ещё идея. Помнишь, что в «Гарри Поттере» делали с боггартом, который превращался в страхи? Р.: Да! Они говорили заклинание «ридикулус» и он становился смешным! Ой, я же могу попросить Монстра Воображения сделать из смешными! Через неделю Таня с радостью заявила мне, что у неё получилось справиться с чудищами. Р.: Я договорилась с Монстром Воображения, чтобы он мне перед сном показывал что-то приятное. Вот вчера я у него попросила розу, как у Маленького Принца, я лежала и представляла розу и чувствовала себя спокойно. И я уснула. П.: Как здорово, что у тебя всё получилось! А чудища не приходили? Р.: Приходило то чудище, которое я тебе рисовала. Я показала ему язык, и оно ушло (улыбается). А вообще, у меня в комнате оказывается есть игрушки, которые защищают меня от чудищ, так что я теперь знаю, что я могу их прогнать. Оказывается можно договориться со своими монстрами! :)
Общие рекомендации по организации сна ребёнка 1) подготовка помещения: в комнате, где спит ребёнок должно быть проветрено и немного прохладно; 2) питание: снизьте до минимума и не давайте ребёнку перед сном кофеин-содержащие напитки и сладости (шоколад, печенье и т.д.); 3) снизьте активность ребёнка перед сном: не стоит играть с ним в подвижные и очень весёлые игры, а также играть в компьютер или смотреть телевизор хотя бы за час, а лучше за два до сна, лучше отдать предпочтение спокойным занятиям, например, чтению книг или прослушиванию музыки; 4) никаких устрашающих материалов перед сном: ни сказок-страшилок, ни игр, ни мультиков, в которых могут быть страшные сцены; 5) не формируйте у ребёнка ассоциацию сна с наказанием: не отправляйте ребёнка спать лишь потому, что он вёл себя как-то не так, и не грозите, что ему придётся пойти спать раньше за свои проступки 6) сделайте отход ко сну ритуалом: оканчивайте каждый день одинаково, например, целуйте, обнимайте или пойте песенку; этот момент расставания на ночь должен быть коротким и понятным, не задерживайтесь с ребёнком на долго, чтобы поболтать и обсудить день – выделите для этого время в течение дня; 7) пусть отход ко сну будет позитивным: вне зависимости от того, что происходило в течение дня, ссорились ли вы, нарушал ли ребёнок правила, - всё равно совершите привычный ритуал, т.к. для ребёнка важно знать, что что бы ни происходило, его всё равно любят. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|