Особенности детей с задержкой психического развития

 Особенности детей с задержкой психического развития

Особенности детей с задержкой психического развития 

Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном учреждении в атмосферу школьного обучения повышает требования к их интеллектуальным возможностям. Как правило, у подавляющего большенства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих проявлениях: 

-  трудности в усвоении ребенком образовательной программы;
-  эмоционально-личностные проблемы  (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным занятиям, предметам или педагогам, конфликты с детьми или чрезмерная обособленность от сверстников и т.д.);
- нарушение поведения (отказ идти в детский сад или в школу, проявление нетерпеливости на уроках или занятиях, повышенная возбудимость, снижение познавательной активности, помехонеустойчивость и др).

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Заметив такие особенности ребенка, воспитателям или педагогам стоит предложить родителям обратиться к психологу для проведения более глубокой диагностики  психического развития ребенка.  По результатам обследования специалист продумает целесообразность  рекомендовать родителям получить дополнительную консультацию и других специалистов (невролог, психиатр, логопед, дефектолог), либо предложит маршрут (в форме индивидуальной программы) для коррекции и устранения проблемы.

            ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР  

1. Недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения  

Отмечая снижение устойчивости внимания у детей с ЗПР, выделяют специфику его нарушений. У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается. У других детей с ЗПР сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Для третьей группы характерна периодичность в сосредоточении внимания.

2. Недостаточная сформированность процессов памяти

Наблюдается более длительный период приема и переработки сенсорной информации; снижение объема долговременной и кратковременной памяти, а так же недоразвитие произвольного запоминания (продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием).

3. Недостаточная сформированность мыслительных процессов

Снижение уровня всех мыслительных операций:  анализа, обобщения, абстракции, переноса.

4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы

Преобладание игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость, недостаточно развитое воображение, низкая умственная работоспособность.

Работоспособность, как форма психической деятельности заключает в себе следующие показатели: систематичность, непрерывность, динамичность, упражняемость.

Интенсивное развитие умственной работоспособности является  отличительной особенностью психического здоровья ребенка.

Грамотно проведенная диагностика позволяет осуществлять дифференцированный подход к психологической коррекции выявленных у ребенка нарушений, так как дает возможность учитывать форму задержки развития, степень тяжести, специфические особенности нарушений высших корковых функций.

                             Психологическая диагностика ребенка с ЗПР

Традиционно выделяют три типа трудностей в обучении:

- низкая интенсивность учебной деятельности
- низкая эффективность учебной деятельности
- сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности

 Как я отметила выше, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей. Например, при развитии у ребенка элементарных математических представлений или при обучении математическим операциям в школе, ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность овладения чтением связана с устойчивостью внимания, а усвоение русского языка зависит от точности распределения внимания.

Знание  этих закономерностей имеет большое значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приемов.

Всем желаю успешного подбора маршрута для детей нуждающихся в Вашей помощи, уважаемые коллеги!                                                                                  



Просмотров: 550
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Развитие внимания у детей
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Гендерные особенности свойств внимания в период зрелости
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Рекомендации родителям. Особенности внимания младших школьников.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.
  • Техника для развития внимания и памяти.
  • Задержка психического развития у детей
  • Рекомендации для развития и восстановления памяти и внимания.
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Психокоррекционная сказка для детей с низкой учебной мотивацией на уроках письма
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Нарушение концентрации внимания | что делать
  • Особенности коррекции страхов у детей с РАС
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Роль диеты в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь