|
«Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.Автор статьи: Денисова Анастасия Сергеевна
Одним из важных составляющих в психологической помощи детям с диагнозом ДЦП является психокоррекционная работа. По моему мнению, психодиагностика эмоциональной - волевой сферы с последующей коррекцией и развитием, является приоритетным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте. Комната Релаксации одно из самых эффективных средств в данном направлении. Несколько лет мной осуществляется мониторинг эмоционально-волевой сферы учащихся школы-интерната VI вида (специализированная школа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с пятидневным круглосуточным пребыванием). Это ученики начальных классов, в возрасте от 7 до 13 лет. У 90% из них стоит диагноз ДЦП различных форм и степеней тяжести. ДЦП - (Детский Церебральный Паралич) – это заболевание центральной нервной системы, появляющееся из-за поражения головного мозга. Понятно, что когда мы говорим о поражении ЦНС, это означает множественные, сочетанные поражения в целом всех функциональных систем организма ребёнка: снижение интелекта, задержка психического развития, снижение зрения и различные формы косоглазия, снижение слуха и тугоухость, различные формы дизартрии и парезов и пр. В 90% случаев дети передвигаются с помощь колясок или ходилок, поэтому позотоническое напряжение за учебный день запредельное. У многих сохраняется рефлекс Моро. Дети сутки напролёт проводят в обществе друг друга, у них совершенно нет возможности побыть наедине с собой, психическое пресыщение неизбежно. Интенсивный и насыщенный поток информации ежеминутно приводит сильно ослабленную нервную систему ребёнка к еще большему истощению. Особой является адаптация детей, которые никогда до этого не посещали общеобразовательных заведений дошкольного типа. Нередко дети обучающиеся в нашем интернате помимо тяжелейшего диагноза, ещё имеют и непростую обстановку в семье: различные патологичные зависимости и созависимости родителей, внутрисемейные конфликты, многодетные семьи, матери-одиночки и т.д. Всё это дополняет к уже имеющим проблемам социальную дезадаптацию, патологичные черты характера, неэффективные механизмы психологической защиты, ретротравматизм, деперсонализацию и много многое другое. Именно такое множество негативных факторов, которые интенсивно воздействуют на развитие эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка в целом, и определило приоритет направления моей работы с этими детьми. Что же включено в понятие «мониторинг эмоционально-волевой сферы»? Это тотальная психодиагностика, которая проводится в начале и конце учебного года. Особенности детей не позволяют мне использовать скрининговую (групповую) психодиагностику, вся психодиагностика проводится индивидуально. Сюда входит диагностика уровня тревожности, уровня открытого - агрессивного поведения, уровня самооценки и притязания, уровень адаптации ребёнка к новым условиям, особенности социальной приспособленности и социализации. Это количественная оценка состояния учащихся. Её необходимо наполнять качественной составляющей: наблюдение за детьми во время режимных моментов и игры, беседа с родителями педагогами воспитателями медиками, изучение анамнезов заключение и рекомендаций. В течение нескольких лет в начале учебного года результаты психодиагностики стабильно негативные. Уровень тревожности детей в целом выше 50%,и это патологическая тревожность. Уровень агрессии (открытого - агрессивного поведения) по школе выше среднего. Самооценка и уровень притязаний учащихся нереалистично завышены. Внешне деструктивное поведение, с признаками деструктивного лидерства с последующим эмоциональным «заражением» одноклассников. Параллельно с этим поступало множество запросов со стороны родителей, педагогов и воспитателей, которые подтверждали результаты количественной диагностики. Как специалисту мне повезло, что в данном учреждении есть Комната релаксации с соответствующим и исправным оборудованием. Разумеется, я стала активно её использовать, подбирая и разрабатывая оптимальные занятия для детей. Поскольку дети особенные, степень и форма выраженности заболевания у них разная, у меня не всегда есть возможность взять готовую группу класс и провести занятие. Например, детям с эписиндромом категорически противопоказаны занятия в Комнате релаксации. Но не водить их в «волшебную комнату» вообще, я считаю, нельзя. Поэтому я составляю группы детей по принципу тождественности различных признаков. И подбираю или разрабатываю занятие таким образом, что бы оно подходило каждому из группы детей. Волнение, тревога, стресс, рассеянность внимания - все эти состояния «души и тела», знакомы не только взрослым, но и детям. Специально разработанное оборудование комнаты релаксации помогает учащимся научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. Для каждого ребенка занятия в комнате психологической разгрузки (релаксации) являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка. Комната релаксации представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений», предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение (в отличие от традиционных методов психологической коррекции). Основной задачей комнаты психологической разгрузки, для детей с ОВЗ, является снижение общего и различных видов специфического утомления - позотонического, зрительного, слухового, двигательного, снятие эффектов монотонии и психического пресыщения. С каждым годом повышается интенсивность и насыщенность информационного потока – цветные телевизоры и мониторы, интернет, цветовые, световые и психологические приёмы, используемые в рекламе, плееры и мобильные телефоны. Необходимо психическое и умственное расслабление. При этом основой комнаты психологической разгрузки является свет (светотерапия), так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил учащегося. Свет является естественным, наиболее эффективным фактором воздействия на человека, он может служить универсальным средством лечения и коррекции нарушенных функций, поскольку помогает организму мобилизовать свои защитные силы и восстановить состояние человека. Свет определенного цвета (светотерапия) воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние учащегося, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет. По сути, интегрирование расслабляющей музыки и различных потоков света с элементами аутогенной тренировки или сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии, лепки люминесцентным пластилином ( в наличии люминесцентная лампа) , сухим бассейном позволяет добиваться положительных результатов и благоприятных прогнозов психоэмоционального развития ребёнка с ДЦП. На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими, управлять своим телом, получать навыки самоконтроля поведения, расширять границы самопознания. «Положительные результаты» - это те результаты, которые я получаю на ретестировании учащихся в конце учебного года. У 80-90% школьников снижается уровень тревожности до 10-20%, низкий уровень открытого - агрессивного поведения, частично выравнивается уровень самооценки и, иногда, патологичный, психоэмоциональный фон становится более устойчивым без признаков аффективности, формируются навыки самоконтроля поведения, устойчивость социальных контактов, признаки конструктивного лидерства, принятие норм и правил поведения и пр. «Благоприятный прогноз» - это то, что транслируется родителям на консультативных сессиях, описывается как зона ближайшего развития педагогам и воспитателям по результатам проведения коррекционно-развивающих, мероприятий в центре которых стоят занятия в «волшебной комнате». Из личного опыта я знаю, что информации и дополнительных курсов, по методам и формам работы в Комнате релаксации совсем немного. И тот материал, который можно найти в свободном доступе, очень бедный и шаблонный. Поэтому адаптировать и разрабатывать занятия необходимо не только для каждого учреждения индивидуально, но и для каждой отдельно взятой группы учащихся. Я рекомендую проводить хотя бы один раз в неделю групповые занятие в комнате релаксации, длительностью не менее 30-40 минут. Время занятия может изменяться с возрастом и в зависимости адаптированности к самой комнате, сложностью группы и особенностей здоровья учащихся. Резюмируя всё выше изложенное, можно сделать выводы: -Комната релаксации очень эффективна в системе реабилитации детей с ДЦП. -Её можно использовать в сочетании с другими различными формами и методами в психокоррекционной работы. -Комната релаксации достаточно функциональна и многогранна, поэтому приемлема для детей практически с любыми проблемами эмоционально-волевой сферы. - Необходимо использовать Комнату релаксации системно, иногда внепланово по запросу педагогов или воспитателей. Хотелось бы выразить слова благодарности в адрес администрации и коллег, которые всегда помогают и поддерживают все мои начинания. Список рекомендуемой литературы для проведения занятий в Комнате релаксации: 1. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: Аркти,2006 2. Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма». 3. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А, Сакович. - СПб.: Речь,2004 4. Формы и методы работы со сказками Т.Д. Зинкевич-Евстигнева. СПб.:Речь,2010. 240с. 5. Тренинг по сказкотерапии.- СПб.: Речь,2005. 6. 500 игр и заданий для чудо-воспитания /авт. сост. Вера Надеждина. - Минск: Харвест,2007. Библиография 1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989. 2. Баенская Е.Р. «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития», Либлинг 2004 г.; 3. Крылов А. А., Маничев С А.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:Учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др.,– СПб: Питер, 2000. - 560с.: ил. - («Практикум по психологии») 4. Сенсорная комната. Методические рекомендации. СПб.: Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «Альма». 5. Мамайчук И.И., Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004 6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: Аркти,2006. 7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. Олма-пресс. 2004.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|