Пример обследования эмоционально-волевой сферы

Пример обследования эмоционально волевой сферы

Психодиагностическое   исследование 

Мужчина, 19 лет   

Отношение к обследованию: адекватное, хотя не исключена установка – склонность к диссимуляции. Контакт свободный.

Мотив участия в эксперименте: сотруднический (заинтересованность в получении информации о себе), с элементами креа-тивного (поиск творческих решений), иногда – демонстративного (привлечение внимания к качеству продукции). 

Цель исследования: в процессе психотерапии от клиента поступил запрос на исследование личностных и эмоционально-волевых особенностей, когнитивных способностей (мышление).

Используемые методики: патопсихологические методики для исследования когнитивных процессов, опросник Баса-Дарки, ММИЛ (377 вопросов), ТАТ (тематический апперцептивный тест), Проективный рисунок человека (по К.Маховер).

Жалобы:  на периоды апатии в сочетании с плохим настроением, во время которых (неделя/две) пропадает аппетит, нарушается сон, наступает вялость, нет желания что-либо делать (лежит на кровати), это сопровождается пропуском занятий в ВУЗе (посещает те, что трудно отработать). Также отмечает рост раздражения, агрессивности по отношению к окружающим, что выражается в брани, стычках, до драк, в целом, не доходит; приступы «странного» поведения, во время одного из них проткнул иглой нижнюю губу (проверка способности сделать это и пережить боль). Сезонную обусловленность подавленного настроения отрицает.

Из анамнеза: является старшим сыном в полной семье (отец-менеджер, мать –домохозяйка), имеет 2-х младших братьев: 17-ти и 8-ми лет. Вырос в Оренбургской области. В настоящее время - студент 2-го курса факультета экономики и управления аэрокосмического университета. Проживает на съемной квартире со средним братом, студентом 1 курса того же ВУЗа. Из увлечений: музыка (играет не нескольких инструментах, одно время – в составе молодежной группы, в настоящее – один, сочиняя и записывая на компьютер), книги (М.Шелли «Франкенштейн», Д.Кэрролл «Алиса…», современное искусство (участвовал в студенческом проекте – инсталляции и тп.).

Особенности внешности и поведения: Мимика выразительная, подвижная. Пантомимика немного сдержанная, скованная. Выглядит несколько «неформально», но опрятно. В беседу вступает легко, на вопросы отвечает по-существу. Речь средней громкости, правильная, пассивный словарный запас богатый. Доминирующий эмоциональный фон нейтральный. Инструкции усваивает сразу, подчеркивая, что на нарушение памяти/внимания не жалуется. Темп работ высокий, работоспособность, продуктивность не снижены. Истощаемости нет. На критические замечания экспериментатора реагирует исправлением работы. Критичность сохранна. Доминирует реакция достижение успеха. В ситуации фрустрации – импунитивная с фиксацией на препятствии.

Активные планы: продолжать учебу.

Данные обследования

•          Когнитивная сфера

Мышление  абстрактно-логическое, интелл.уровень соответствует получаемому образованию. Обобщение не снижено и не искажено, обобщает с опорой на существенные признаки, на категориальном уровне. Провокационные пробы на актуализацию несущественных  латентных или гиперабстрактных признаков отрицательные. Темп ассоциативного процесса достаточно высокий. Мотивационный компонент мышления сохранен (нет разноплановости, резонерства, мышление целенаправленное). Критичность мышления не снижена. В методике пиктограмм персеверативно - образ головы из проективного рисунка человека на понятия : «печаль», «счастье», «сомнение». «болезнь» с разными выражениями на лице (фиксация на теме интеллекта – см.ниже).

•          Личностные особенности

1.         Результаты обследования по тесту ММИЛ (обработка в комп.вариант - адаптация Ф.Б.Березина)

Профиль по ММИЛ: 861537’2904Х2:23:7 ставит под сомнение достоверность обследования, т.к. показатель К выше 70 (109). Причины: чрезмерная взволнованность, небрежность, стремление наговорить на себя, подчеркнуть дефекты ха-рактера, сниженная работоспособность в связи с болезнью. В целом отражает высокий уровень эмоциональной напряжен-ности, признак личностной дезинтеграции.

Доминирует 8-я шкала шизоидности, определяющая обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад ума, творческую ориентированность. Преобладает выраженная потребность в актуализации своей индивидуалистичности. Защита – интеллектуализация и фантазирование, отрыв от реальности. Социальная дезадаптация усиливается благодаря повышенной 6-й шкале – «паранойя», но остается более менее скомпенсированной из-за низкой психопатизации – 4-я шкала.

В целом, близкое расположение 6-й шкалы к шкале шизоидности создает опасную почву: ригидность установок в сочета-нии со враждебно-агрессивными тенденциями правдоискателя при доминирующей над 4-й шкалой (психопатия) 2-й шкалы (депрессия) приводят к аутоагресивным проявлениям.

Ближе к акцентуации «сенситивного шизоида»: застревающий на негативных переживаниях, что подчеркивается усилением по 1-й шкале – «ипохондрия» или «невротический сверхконтроль». Основной проблемой является подавление спонтанности, сдерживание активной самореализации, контроль над агрессивностью, ориентация на правила, сверхответственность, сочетающаяся с тенденцией к избеганию серьезной ответственности (отсюда – уход в фантазии). Шизоидный профиль вступает в конфликт с невротизацией по данной шкале. Устойчивая потребность в творческой самореализации и оригинальности сталкивается с догматичностью и косностью в межличностных отношениях, собственных эмоциональных ответах – внутриличностный конфликт. В сочетании с высокой 3-ей шкалой «истерия» – свидетельство эмоц.лабильности и демонстративности (пассивное отношение к конфликту, уход от решения проблем, маскируемая декларация гиперсоциальных установок). Опасность – в борьбе за право считаться больным. При наличии повышенной 8-ф шкалы – нельзя исключить сенестопатии. 1-я шкала в первой тройке, говорит о достаточной социабельности, приверженности к общепринятым нормам. Это может проявляться в глобальной неудовлетворенности от собственного несовершенства и несовершенства людей и законов нравственности, а также в собственной раздвоенности. Таким образом, мотивация не может одновременно реализовать 2 полярные потребности: остаться гиперсоциализированным и добиться успеха на неформальной творческой стезе.

5-я шкала на 4-м месте говорит об отклонении от типичного полоролевого поведения и усложнении сексуальной межличностной адаптации, что нашло отражение в клинической беседе (2 года не имеет любовных, возможно, сексуальных отноше-ний: расстался с девушкой, которая его не понимала, лишь бы кто не интересует – ждет совершенства). К тому же – параллель с проективным рисунком человека, где нарисовал андрогинную лысую представительницу женского пола. В целом, под при-крытием 8-й шкалы, 5-я выступает как лишнее свидетельство гуманистической направленности интересов, сентиментальность, утонченность вкусов, художественно-эстетическую ориентацию, потребность в дружелюбных гармоничных отношениях, рани-мость. В целом, думается, это является отражением лишь возрастной недифференцированости полоролевого поведения и мяг-кости, несформированости характера.

2. Проективный рисунок человека: рисунок в верхней зоне по размерам невелик. Смещен влево (фиксация на прошлых событиях). Нечеткая линия появляется чаще всего у робкого и неуверенного индивида линия контрастирует с чертами агрес-сии, содержащимися в рисунке, что может быть, в частности, интерпретировано как наличие сильных агрессивных импульсов, которые сдерживаются в социальном контакте.

Фиксирует сознание субъекта на голове как на важнейшем органе телесной иерархии. Молодые люди, чья эмоциональная и социальная адаптация нарушена в результате чрезмерного чтения, а также те, кто страдает другими видами нарушений личностной адаптации, часто рисуют большую голову у изображаемой ими фигуры Ассоциации, возникающие у испытуемого по поводу изображенной им фигуры, чаще всего являют собой вербальное подтверждение той значимости, которую .данный молодой человек придает образованию и достижениям в интеллектуальной сфере, а также той фрустрации, от которой он страдает в этой области. Также – признак инфантильности. Волосы как штриховка – отражение тревожности, связанной с «головой».

Рот огромный, несколько клоунский отражает склонность к вербальной агрессии и подверженность вспышкам гнева. Детально прорисованные зубы в рисунке - признаком инфантильной, оральной агрессивности. Большие примитивно округленные глаза  - также инфантильность.

Тонкая шея – диссонанс между телесной и духовной сферами. Как тонкий мостик между головой и туловищем.

Плечи отсутствуют, от шеи покатый переход сразу в руки– неясность полоролевой идентификации, феминизация. Фигура мужчины и женщины имеют одинаковые пропорции, различие в условной одежде (мужчина в брюках. На женщине – балахон). Различия в размере головы - у мужчины явно больше (интеллектуальная функция маскулинно прописана или свидетельство ипохондрической фиксации на нарушении собственных интеллектуальных функций). Фигура женщины без признаков пола, сужающаяся книзу – неясность полоролевой идентификации проявление хронического нарушения координации главных изме-рений образа тела, указывающее на неадекватность личностной интеграции. Зонирование через подчеркивание талии – лишь у мужской фигуры. У женской – отсутствует. Голова без волос – асексуальность женского образа, что еще больше подчеркивает на потребность на данный момент строить отношения с противоположным полом на уровне дружбы - единомыслия.

Руки непластичные, механически распростертые, не могут считаться подлинным внедрением в среду. Такой способ изоб-ражения обычно связан с примитивными рисунками и характеризует в большей степени поверхностный и безэмоциональный контакт, нежели гибкое взаимодействие со средой. Пальцы как виноградины, короткие и округлые (что нормально для рисунков детей), ассоциируются с признаками бедности мануальных навыков и инфантильности.

Ступни мягко округлые не позволяют ощутить устойчивую опору с поверхностью (малая устойчивость жизненной позиции). 

3. ТАТ. Испытуемому было предъявлено 15 картин: 10 карточек для мужчин из первого набора предъявления по порядку и 5 – из второго (картина с драконом; с фигурой на фоне окна; с человеком на кладбище; человеком на улице, подхваченный чьими-то руками, белая карта).

В процессе работы инструкции не следовал: ограничивался описанием картины, рассказа как такового с завершенной сюжетной линией не было. Средняя длина рассказа – 50 слов, что недостаточно для утверждения об идентификации с героем, поэтому анализ по данному тесту носит вероятностный характер.

Несмотря на напоминание условий тестирования, более чем в 50% историй не было будущего и прошлого, их описание ограничивалось парой слов (коллапс прогностической функции). Контроль над вербальной продукцией несколько снижен, встречаются штампы (разговорные). В 66% рассказов встречаются эмоции, из них больше чем в половине случаев – негативные (печаль, грусть, испуг, усталость, уныние, неудовлетворенность), которые возникают на фоне безразличия. Эмоции обладают низкой интенсивностью: лишь в трети всех случаев повышенной интенсивности (средний балл 3,5). В остальном – низкой ин-тенсивности (сред.балл 2). Эмоциональных сдвигов – около 1/5, что говорит о ригидности эмоциональных проявлений.

Характер контактов крайне ограничен (лишь в трети случаев испытуемый ввел дополнительных лиц), что говорит о либо о низкой вовлеченности в обследование, либо об ограниченном круге собственных социальных контактов. В целом, идентифика-ция и с героем – низкой интенсивности. В 40% сфера рассказов личностная, в 25% - социальная, 20% - аутичная, изредка встречается фантастическая и семейная. Чаще всего конфликт возникает в настоящем – 60% случаев, разрешается он лишь в 45% случаев, причем неэффективно: в 55% - пассивно-созерцательный тип (время решит), в 20% случаев – бегство, в 20% - деструкция (самоубийство, убийство), активно-деятельная позиция – в 1 случае из 15, т.е. в большинстве случаев преобладает пассивная и страдательная позиция героев, эмоции астеничного спектра, а решение конфликта происходит малоэффективным путем. Прошлое историй служит лишь для короткого описания ситуации, в которой в настоящем оказался персонаж, будущее детализировалось после постановки наводящих вопросов, в итоге герой оказывается «запертым» в настоящем. Мотивы героя, которые приводят его в состояние конфликта следующие: в 25% случаев – это сплав пассивности (усталость апатия после небольшого усилия, пассивное созерцание ситуации) и подавленности (подчинение давлению, чтобы избежать упреков), в 20% уныние (в процессе переживания разочарования, печали, меланхолии), в 20% - конфликт (состояние неопределенности, нерешительности, парализующие запрещения), в 13% - мазохизм и беспомощность, в 13% - физическая агрессия и 6%- забота и секс (стремление получить удовольствие от общения с противоположным полом, выражать симпатию в действии). 

Рассмотрим теперь наиболее важные и значимые прессы внешней среды по отношению к герою: на 1-м месте – «физическая угроза» (фактическое повреждение)- герой ранен кем-то, его тело покалечено – 40% случаев; на 2-м – «господство/доминирование» (кто-то пытается заставить героя сделать что-либо мягким убеждением или подавлением) – 20% случаев; на 3-м месте находятся 2 пресса: «потеря» (кого-то или чего-то, лишение) и «присоединение» (ассоциативное – приятель и эмоциональное – кто-то аффективно предан герою) по 13% каждый, в 1 случае из 15-ти – «физическая угроза» и «забота» (опека над героем)- 6%.

Исследование сочетания мотивов героя и прессов, воздействующих на него, дает основание выявить те вектора мотивационной активности, которые присущи испытуемому:

- потребность в удовлетворении витальных функций (жизнь, покой: физический и душевный) фрустрируется средовым давлением со стороны физической угрозы, фактического повреждения (невротическая ипохондрическая фиксация, что поло-жительно коррелирует с данными ММИЛ – аутично-параноидная зацикленность на физиологическом комфорте),

- потребность в самоидентификации, самоопределении и личностном становлении сталкивается с прессом «господство» (родительское),

- потребность в сексе и потребность в эмоциональном принятии позитивно контактирует со средовым условием заботы и присоединения (ресурсное состояние).

Психологические защиты:

Основными психологическими защитами являются интеллектуальная переработка, о чем говорит перевес мыслей над эмоциями, малое количество деталей, одностильность лексики и биологическая система защиты, которая выявляется в примате описания физического состояния персонажей (но практически во всех рассказах подчеркивается  плохое, недостаточное ее функционирование – см. выше). Система отвлекающей деятельности – как следующий вариант психологической защиты вообще отсутствует, что может при психокоррекции стать основой ресурсного состояния.  Вытеснение также отсутствует.

4. Опросник Баса-Дарки.

По данному опроснику – высокий уровень агрессии, причем практически всех ее показателей: физическая, обида (все баллы из возможных), вербальная агрессия (12 б. из 13-ти), подозрительность (9 баллов из 10-ти), косвенная агрессия (8баллов из 9-ти), раздражение (9 баллов из 11-ти). Более низкие показатели по шкалам: чувство вины и негативизм.

Заключение:  когнитивных нарушений нет; легкие эмоционально-волевые нарушения по конверсионно-невротическому типу. 

2008г.

 



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Несколько женских случаев из практики работы с привязанностями…
  • Гендерная дисфория. Исследование двух случаев.
  • Три причины, по которым семейная терапия в большинстве случаев не работает
  • Несколько случаев из моей практики кинезиолога.
  • Состояние Височно Нижнечелюстного Сустава - состояние всего тела и психика в целом!!
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Забота или Контроль? Потребность влиять на поступки другого человека
  • Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев.
  • Терапия для сложных случаев
  • Психоаналитическая теория несчастных случаев
  • 5 случаев когда мужчину лучше обмануть
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Внутриличностный конфликт потребность в заботе/самодостаточность (по ОПД-2)
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно освоить всего лишь два «денежных» навыка
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно добавить всего лишь два новых действия
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Враги – это всего лишь, не лучшее отражение друзей
  • 13 "тяжёлых случаев". Не вздумайте бежать к психологу, если...
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • "Отсутствует потребность в сексе. Это отклонение?"
  • Психопатологии не существует, это лишь наш способ концептуализировать контакт с Человеком
  • Время и пространство - это лишь абстракции ПОЛЯ! Нет никакой объективной реальности!
  • Пятна Роршаха на руках, напоминают всего лишь о том, что пора помыть руки
  • Гадкий утенок. Часть 2. «Поиск родственных душ» - естественная потребность человека.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Всего лишь домохозяйка, или Хочу работать
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Бедность — это всего лишь установки в голове. Как «переключиться» и стать богатым?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь