Потребность в любви, как потребность быть счастливым

Когда кто-то из людей говорит «Я», что он имеет в виду?

Отвечая на этот вопрос можно много перечислять отдельные характеристики себя, как человека, но любая из этих характеристик в той или иной степени может присутствовать в каждом.

Например, множество людей называются одинаковыми  именами, а иногда совпадают фамилии и отчества. Каждый может сказать мужчина он, или женщина. Может совпадать почти всё, профессии, города, любимые места, национальность, культура, даже свойства темперамента. Перечислять можно долго. Я не стану этого делать, так как это совершенно не отвечает на вопрос «Когда кто-то из людей говорит «Я», что он имеет в виду?». Всё это перечисление можно отнести к индивидуальному жизненному опыту. Опыту самоотождествлений в процессе жизни. Стоит задуматься, если весь жизненный опыт человек вдруг забудет, пропадёт ли тогда его самоощущение «Я»? Конечно же, нет. Всем известны случаи полной амнезии у некоторых людей. Эти люди вполне уверенно употребляют в отношении себя местоимение «Я».

Так что же человек имеет в виду, когда говорит про себя «Я»?

С уверенностью можно сказать, что когда человек говорит о себе «Я» он тем самым высказывает своё ощущение, что чувствует себя отдельным от всех остальных, а все остальные не он.

Приведу цитату из книги Эриха Фромма «Искусство любить»

 

«Человек наделён разумом; он – жизнь, осознающая себя; он осознаёт себя, других людей, своё прошлое и возможности, которые таит будущее. Это сознание себя, как отдельного существа, осознание краткости своей жизни, того, что он рождён независимо от своей воли и независимо от своей воли умрёт, того, что он умрёт прежде тех, кого любит, или они умрут прежде него, осознание своего одиночества и отчуждённости, своей беспомощности перед силами природы и общества – всё это делает его отдельное, изолированное существование невыносимым заточением. Человек лишился бы рассудка, если бы не мог освободиться из этой тюрьмы и дотянуться до других людей, как-то соединиться с ними и с внешним миром».

 

На мой взгляд, эта цитата очень точно определяет то самоощущение, которое испытывает каждый. Оно может осознаваться, либо не осознаваться, но всё равно присутствовать. В основном большинство людей просто чувствуют это. В этом-то ощущении и кроется потребность человека в том, чтобы любить и быть любимым.

Если придерживаться данного понимания, становится очевидным то, что любовь является базовой потребность каждого.

Именно любовь позволяет человеку  наиболее полноценно избавиться от ощущения собственной изолированности, отделённости и почувствовать себя в безопасности.   Любовь и чувство безопасности очень взаимосвязаны друг с другом. Что, в общем-то, и подтверждается пирамидой потребностей Абрахама Маслоу.

Когда я говорю о любви, то имею в виду именно её универсальное чувствование, а не варианты её проявления. Т.е. любовь может проявляться по-разному к родным людям, отдельным мужчинам, женщинам, человечеству в целом, любым живым существам, какой-либо территории на земле, либо всей планете, а может и всей вселенной, но чувствоваться одинаково и с разной интенсивностью. Во всех перечисленных случаях способы проявления любви внешне различны в определённых аспектах, но само чувство любви остаётся неизменным. Также следует отметить, что при всём многообразии проявлений любви всё же есть и определённая их универсальность.  Универсальность эта заключается в принятии объекта любви таким, каким он является, в бережном, ненавязчивом заботливом отношении, желании дарить, давать, а также доверии. Говоря о бережном отношении, я имею в виду старание человека проявлять такое поведение, последствия  от которого не принесут какого-либо вреда. Вреда не только видимого, но и внутреннего, возможно отдалённого. В данном смысле бережное отношение проявляется действием либо бездействием с пониманием возможных последствий, без насилия в мыслях, словах и поступках.

Зачастую потребность быть любимым (любимой), стоит на первом месте, а потребность полюбить самому (самой) как-то не учитывается. 

В широком смысле понимания любовь – это удовольствие от жизни и подобное состояние наиболее полно ощущается тогда, когда человек сам испытывает любовь. И начинать следует с любви к себе. Умение любить – это действительно искусство, которое можно и даже нужно развивать.

Да, именно так – любви к себе. Многие могут возразить, мол, это эгоизм. Напротив, любовь к себе это не эгоизм. Между эгоизмом и любовью к себе есть принципиальная разница. Эгоизм - это когда один использует другого чтобы удовлетворить свои какие-либо потребности. При этом, не считаясь с его мнением. И использует для этого различные манипуляции. Эгоист убеждён: окружающие должны делать то, что он желает – любить, страдать, радоваться и служить ему. Эгоист на самом деле не любит себя, а испытывает постоянную потребность удовлетворить свои желания, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Пустоту нелюбви к себе.

Любовь к себе – это когда человек принимает себя таким, какой он есть, занимается тем, что ему нравится, знает, что ему нужно и использует свои собственные внутренние ресурсы, чтобы этого достичь. Уважая себя, он в равной степени уважает других и принимает их такими, какими они являются. Если ему нужна чья-то помощь, то такой человек просто её просит без использования манипуляций. При этом он готов спокойно встретить отказ на свою просьбу.

Многие из нас слышали фразу «возлюби ближнего своего, как самого себя».

Эта фраза нам прямо поясняет,  как мы любим себя, так нам следует полюбить других. Из этого следует вывод, если человек не любит себя, то он не знает, как любить ближнего.

Есть ещё очень важный момент - человек позволяет другим любить себя так, как сам любит себя. В этом выражается его готовность принять любовь.

Получается, если человек не любит себя, то и других любить не может. Его любовь это самообман.

Рассмотрим некоторые типичные признаки нелюбви к себе приведённые в книге Александра Ковтуна «Через любовь к себе – к богатству жизни!».

 

  • Ощущение чувства вины, поиск оправданий или самобичевание.

 Отношение нелюбви к себе часто проявляется в готовности испытать чувство вины, логическими попытками найти себе оправдание. А иногда обвинения себя в чем-то перерастают в изматывающие постоянные упреки и обвинения себя. Когда винишься, тогда и меньше накажут.

  • Уточняющие или проясняющие вопросы могут вызывать сомнения в себе и переживания.

Даже, казалось бы, такие вопросы собеседника, как продиктованные желанием уточнить и прояснить, приводят к тому, что вы начинаете сомневаться в правильности ваших не только действий, но и слов. А вдруг вы что-то сделали не так и окружающие не улыбнутся вам?

  • Даже если вы классный специалист в своей сфере, есть постоянное убеждение, что кто-то может сделать работу лучше вас.

Вы постоянно ожидаете, что кто-то сделает лучше вас. Вы не доверяете своему профессионализму, вам кажется, что вы не все сделали, чтобы это было самое лучшее. Вы во всех видите соперников. Ведь если кто-то сделает лучше, вероятна возможность, что тогда все внимание любовь и тепло достанется ему.

  • Постоянное желание понравиться.

Вы постоянно, в любых условиях прилагаете все усилия, чтобы окружающие вас люди показывали вам свое расположение, чтобы они отмечали вас. Ведь тогда вы точно будете обеспечены хорошим отношением и вниманием. А его так не хватает бедному внутреннему ребенку, который не всегда делал то, что нравилось другим и его за это отлучали от теплоты и ласки.

  • Ожидание похвалы.

Похвала есть одобрение действий. А одобрение действий – это та лакмусовая бумажка, ориентируясь на которую, бедный внутренний ребенок, не верящий в себя, может совершать правильные поступки, которые получат поддержку взрослых.

  • Зависимость от чужого мнения.

Во всем мерилом правильности для вас служит чужое мнение.

  • Поиск внешнего одобрения.

Одна из разновидностей сочетания желания понравиться с ожиданием похвалы. Внешнее одобрение – это показатель правильности действий.

  • Самокритика, самобичевание.

Бывает, приходят детские решения: «Я себя сам поругаю, взрослые это заметят, оценят и меня ругать не будут или поругают чуть-чуть». Здесь примерно одинаковые признаки встречаются, правда, кто как обзовет.

  • Готовность работать без выходных и без отпуска ради других, в ущерб себе.

Тут поле деятельности для начальников, любящих дармовой труд. Надежда, что это оценят по достоинству и в конце концов или по служебной лестнице поднимут, или оклад прибавят. На самом деле – проявление самоуничижения, решения потерпеть, наступить на горло собственной песне в расчете на завтрашнюю, последующую справедливость. «Надо, надо потерпеть». «Смири свою гордыню. Бог терпел и нам велел».

  • При необходимости взять отгул или выходной должны быть для себя «супервесомые» аргументы, страх перед разговором с начальством и готовность отказаться от личных планов.

Оправдание себя должно быть очень весомым для того, чтобы вы получили то, что вам и так принадлежит. Неудобство общения для того, чтобы потребовать свое, страшит опять-таки из-за того, что: «А вдруг подумают, что я эгоист и т. п.». А готовность отказаться от личных планов, так это… на себя можно и наплевать. «Я же ради коллектива жизнь положу». Верность коллективу, чтобы, не дай бог, не отвернулись, ведь тогда погибну.

  • Возможное «утешение» от того, что кто-то поступил или выглядит хуже…

Сопоставление себя и кого-то в этом случае дает эффект «хорошести» себя, да только он эфемерен. Это просто продолжается в другой форме поиск оправдания себя, выставление напоказ не своих заслуг, а неудач другого, и за счет этого кажущийся подъем себя (своего статуса) выше другого. Именно таким образом заглушается внутреннее недовольство собой, желание хоть таким образом получить оценку.

  • Приступы жалости к себе.

Жалея себя, человек подтверждает и, таким образом, взлелеивает негативные оценки себя, безропотно соглашаясь с ними, и ими же, этими недостатками, оправдывая свои неудачи. А от этого становится еще больше жалко себя: не смог, не сделал, не получил. Замкнутый круг жалости получается.

  • Когда приходится высказывать свое мнение, сам считаешь его несущественным, неважным, не достойным внимания.

Низкая оценка себя, нелюбовь к себе выражается в том, что человек, даже имея свое мнение, внутренне сам словно боится согласиться с ним, проявить самостоятельность и поверить в то, что он самостоятельно может что-то. Именно из-за этого он считает его не заслуживающим внимания, не имеющим большого значения.

  • Нерешительность, страх инициировать обсуждение вопросов и озвучивать, проговаривать проблемы, проявление пассивности.

Страх завести разговор о чем-то вызывается, скорее всего, боязнью сказать что-то не то, из-за чего может измениться отношение к человеку, ребенок внутри человека помнит, что хорошее отношение – залог многого. А вдруг заведенный разговор, упоминание о чем-то затронет интересы кого-то, от кого зависит благополучие? Неважно, что при этом приходится поступиться своими принципами, зато отношение хорошее будет.

  • Готовность решать проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью и не озвучивая саму проблему.

Этот признак, при всей кажущейся абсурдности, есть показатель отношения к себе. Человек прилагает гигантские усилия для решения проблемы, перенапрягаясь, но не обращаясь за помощью и не озвучивая проблему. Чрезмерная компенсация чувства неполноценности, попытка во что бы то ни стало доказать всем, что могу все сделать сам, самостоятельно, без посторонней помощи. Недоверие к другим, так как присутствует внутреннее убеждение о том, что сам такой плохой, что недостоин помощи, и что надо со всем справляться самому, чтобы всем доказать, что хороший.

  • Стремление во всем достичь идеала, совершенства, а все «совершенные, идеальные» детали – средство в очередной раз понравиться.

Стремление постоянно во всем достичь идеала, совершенства являет собой признак того, что человек начинает загонять себя, постоянно придираться к плодам своего же труда, то есть по отношению к себе испытывает недовольство. Но все это действительно лишь для того, чтобы была положительная внешняя оценка. Так как от этого зависит все то же – хорошее отношение других взрослых. Но нет предела совершенству!

  • Готовность принимать некомфортные для себя условия, вместо того, чтобы предлагать и отстаивать свои интересы.

Эта опять-таки результат стремления заслужить своим поведением одобрение, получить хорошую оценку от других. Готовность поступаться своими интересами, лишь бы сохранить хорошие отношения. А то, не дай бог, обвинят в эгоизме или отходе от коллектива!

  • В общественных местах (например, в поезде) – желание угодить, услужить, например, не включать свет, если выходишь ночью из купе, отказ от помощи.

Этот признак напрямую связан с предыдущими. Игнорирование своих интересов, добавляется еще и желание своими действиями заслужить хорошее отношение и т. д.

  • Неумение, неготовность просить помощь в любом виде.

Проявление предыдущих признаков в такой форме. Это еще может быть следствием внедренного в детстве постулата наподобие «Только слабак нуждается в помощи!», который означает только одно: просьба о помощи показатель слабости. Поэтому в случае присутствия чувства неполноценности может априори отторгаться человеком.

  • Стеснение своего тела, внешности.

Это то самое отношение к своему телу, к себе, которое сложилось в результате нелестных, на первый взгляд шутливых, выражений в вашу сторону сначала от самых близких, а потом и остальных людей, окружавших вас. Постепенно превращается у человека в постоянную критику своего тела, внешнего вида, нелюбовь к самому себе.

  • Заедание обид, отсюда лишний вес.

В стрессовых ситуациях все ведут себя по-разному. Кто-то начинает активно действовать, кто-то направляет энергию на занятия спортом до изнеможения. А многие начинают заедать свои переживания, обиды, как в детстве, когда с помощью еды ребенок боролся с последствиями стресса, который переживал в результате обид, унижений, недостатка внимания со стороны взрослых. Может быть из-за того, что еда как символ для ребенка, что защита где-то рядом, ведь мама – это и вкусно покушать. Именно те детские переживания ведут к возникновению пониженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка. И такой способ переживания проблем в детстве ведет во взрослой жизни к избыточному весу.

  • Желание делать что-то для других, за счет своих денег, времени, сил – оплата задругих чего-либо, обслуживание других во время обеда и т. д.

Не путайте с обыкновенным чувством вежливости и желанием сделать приятное любимому человеку. Все это перечисленное с приставкой «чересчур» – готовность сделать, обслуживание, оплачивание чужих счетов. Все чересчур естественно. Здесь явное желание понравиться, произвести очень хорошее впечатление. Опять-таки попытки заручиться хорошим отношением.

  • Признание себя только за счет количества «добрых дел» для других.

Человек оценивает себя только по тому, что он сделал, как он считает, доброго для других. Оценивает себя только с точки зрения своей полезности для других. В данном случае явное пренебрежение собой как уникальной личностью, жертвенность для других.

  • Стеснение озвучить дискомфорт – если хочется пить, есть, жарко, холодно – вместо того, чтобы попросить или просто что-то сделать, привлекая к себе внимание.

Некоторым привлечение к себе внимания смерти подобно. Они ни за что не хотят быть объектом внимания других. Хотя внутри они только этого и жаждут. Отрицание того, что хочется. При том, что постоянно это сопровождается притеснением самого себя в своих желаниях, комфорте и т. п.

  • Желание быть незаметным.

Напрямую связано с предыдущим признаком. Как стремление спрятаться, чтобы не заметили. А то заметят и будут ругать.

  • Неготовность напоминать о долге или других обязательствах перед собой.

Стеснение напоминать об обязательствах связано с тем, что будет воспринято как-то не так, обвинят в жадности, в эгоизме. А это связано с изменением отношений между людьми. Самому терпеть, но не тревожить других.

  • Желание для себя оставить худший кусок, лучший отдать другому.

Опять все те же правила, установленные человеком для самого себя: отдам лучший кусок – учтут, заметят, улучшат отношение.

Прошу не путать с обыкновенной заботой о близких людях.

  • Неумение отказать, готовность взять на себя непосильные обязательства, неумение сказать «нет».

Это разновидность нескольких признаков, приведенных ранее, описанных другими словами.

  • Отрицание комплиментов.

Насколько надо себя не любить, чтобы отрицать комплименты собственным качествам или способностям.

  • Отрицание своих заслуг.

Вы сделали что-то, вам об этом говорят или говорят об этом другим людям, а вы отрицаете. На всякий случай. А вдруг потом выяснится, что за это надо наказать?

Уважаемый читатель, этот список вы можете сами дополнить. Просто в него включены наиболее распространенные и описанные симптомы. В любом случае, право выбора за вами.

Если в этих признаках вы распознали себя, то очевидна необходимость начать учится любить себя, а потом и всех окружающих. Только уже по-настоящему.

Вы скажите «как это сделать?», «С чего начать?»

Начните с принятия себя. Сначала своего тела, затем качеств и всех своих индивидуальных особенностей.

В принятии своего тела вам поможет следующее упражнение.

 

Сядьте поудобнее, обратите внимание на своё тело, пройдитесь по нему внутренним взором начиная со ступней ног и  заканчивая макушкой головы, если есть где-то напряжение, уберите его, сделайте глубокий вдох и выдох, дышите ровно и спокойно.

Ваше тело, какое оно?

Подумайте о том, что Вы не принимаете в своём теле? Как часто Вы выражаете недовольство собственным телом: например говорите, оно недостаточно стройное, подтянутое, нос слишком большой, кожа тусклая. Может быть, вы даже избегаете момента посмотреть на отражение своего тела в зеркале? Подумайте о своём списке недовольств. Что Вы чувствуете при этом?

Задумываетесь ли Вы о том, сколь хорошо Ваше тело несет Вас в этой жизни? Благодарите ли Вы его за тот путь, который оно проделывает? Это сложнее сделать, когда вы болеете и ваш организм дает сбой, но и в эти моменты поймите, что ваше тело делает все возможное, чтобы справиться с бедой. Осознайте это. Проникнитесь уважением и благодарностью за то, что оно есть.

Мысленно скажите «Дорогое моё тело прости меня, пожалуйста, за моё непринятие. Благодарю тебя, что ты делаешь всё возможное, чтобы мне было хорошо. Я тебя люблю со всеми твоими особенностями. Обещаю, что буду позволять тебе естественное поведение, буду понимать его и принимать тебя. Я благодарю тебя за…»

Хвалите и благодарите своё тело до тех пор, пока не почувствуете, что оно успокоилось, доверяет Вам полностью и готово сотрудничать, чтобы стать более совершенным и развиваться вместе с вами и вашим принятием.

Откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, дышите ровно и спокойно. Подумайте о своих ощущениях.

Попробуйте повторить это упражнение перед зеркалом. Желательно чтобы зеркало отражало вас целиком. Ещё, лучше делать это упражнение без одежды.

 

Вопросы для самоанализа. Каковомоё самочувствие? Что изменилось после выполнения упражнения? Какие выводы я могу сделать?

 

Продолжайте делать это упражнение дома, даже если после первого раза Вы не ощутите полного принятия себя. Вы столько лет не любили и не принимали своё тело. Главное практика. У Вас обязательно получится!

Задумайтесь вот о чём, кем продиктовано то, что якобы «считается красивым»? Модой. Но мода на формы тела, внешность, линии губ, носа, прически была во всевремена очень разной. И даже внутри одного времени встречаются совершенно разные подходы к красоте. При этом во все времена встречались разные женщины и мужчины, и это совсем не означало их одиночества по причине немодной внешности.

Задайте себе вопрос – хотите ли вы предавать себя сами в угоду чужим мнениям и индустрии развлечений/торговли?

Задумайтесь ещё вот о чём.

Когда речь заходит о смерти, мы все придерживаемся разных взглядов: кто-то верит в реинкарнацию, кто-то в ещё что-то, а кто-то полагает, что после смерти нас не ждет ничего. Но как бы то ни было, один факт остается неизменным: нас, таких, какие мы есть сегодня, в этой жизни, в этом теле, уже точно больше не будет. Наше тело больше не повторится, а мы – это в том числе и наша телесность: со всеми ее формами, особенностями, ощущениями. А потому мы вольны критиковать свое тело, стремясь к неведомым идеалам, или с благодарностью принять тот факт, что другого тела у нас в этой жизни не будет, и начать о нем заботиться. И, кто знает, быть может, даже получать от него удовольствие и сделать шаг к тому, чтобы действительно полюбить себя!

Желаю Вам успехов на пути развития, самопознания и, конечно же, счастья!



Просмотров: 665
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Любить себя = чихать на всех? О любви к себе и эгоизме.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Любить себя, чтобы быть стройной
  • Что мешает любить себя? И с чего начинается любовь к себе?
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Как полюбить себя, когда любить себя не за что
  • Можно ли любить того, кто сам себя не любит?
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы полюбить себя?
  • Хочешь любить себя и быть счастливым – люби своё тело
  • Про порядок вокруг себя, про опоздания и отношение к самому себе
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Дай себе разрешение другим себя не любить!
  • Познать себя, чтобы познать других. Или как обрести настоящую свободу
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь