Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя

Распространенным поводом для визита к психологу является так называемая пониженная самооценка. Как правило, люди склонны понимать самооценку как нечто отдельное от себя, своей жизни. Вроде бы все хорошо, благополучно, «но вот самооценка низковата» и «уверенности в себе маловато».

Однако не бывает дыма без огня. Отношение человека к самому себе, его самооценка - это  индикатор того, насколько он сам, его образ жизни и поведения соответствует внутренней системе смыслов, заложенной в течение жизненного пути. То есть даже при внешнем благополучии и отсутствии проблем у человека может быть низкая самооценка, отсутствие любви к себе. И это само по себе может свидетельствовать о дисгармонии, наличии предпосылок к личностному кризису.

Самооценка напрямую связана с личностью человека, а именно к с системой представлений об «идеальном себе» («каким я должен быть, как должен себя вести») и накопленным опытом внешних оценок (как правило, оценок авторитеных, значимых и близких людей — родителей, учителей и др.). Второй немаловажный компонент самооценки — это образ «реального Я». В нем находят отражение относительно объективные характеристики человека (внешность, развитость тех или иных качеств, физическое здоровье, материальное благосостояние, семейное положение и т.п.). В данном компоненте самооценки кроется маленькая, но очень важная деталь: если образ «Идеального Я» изначально виртуален, то образ «Реального Я» - это отражение. А отражение бывает искаженным. Например, если у человека с внешностью объективно всё впорядке, то в отражении — образе «Реального Я» внешность может казаться крайне непривлекательной (это может происходить по различным  определенным психологическим причинам).

Таким образом, чем ближе «реальное Я» и «идеальное Я» в самосознании человека, тем выше самооценка.

Расхождение «идеального» образа себя и «реального Я» может происходить по различным причинам.

Давайте разберем два примера.

1. К., 22 года. Умная, привлекательная, увлекается творчеством (рисунок, фотография). Есть молодой человек, встречаются около 3 лет. Обратилась с жалобами на навязчивые мысли о том, что она «хуже других женщин». Мысли обострялись, когда К смотрела на рекламные плакаты  с изображением сексуальных красивых женщин. Также жалобы на отсутствие оргазма при контакте с партнером. Пропало желание к творчеству.  Вместе с молодым человеком стали всё чаще употреблять алкогольные напитки.

После курса психотерапии (8 встреч) осознала, что снижение самооценки было обсуловлено тем, что К. в своем личностном и творческом развитии «ушла вперед» по сравнению с молодым человеком. Поняла, что ей с ним стало скучно, неинтересно. Однако существовал сильный внутренний страх расставания, т.к. внешне всё было благополучно. Гораздо «проще» было подсознательно считать себя «хуже других» и поддерживать эти отношения на прежнем уровне, нежели расставаться, начинать менять свою жизнь. Таким образом, сниженная самооценка являлась отражением работы так называемых защитных механизмов К.

К. полюбила и приняла себя, снова стала творить. Постепенно вернулась сексуальная гармония.

2. С., 24 года. Умная (получает 3 высшее образование) привлекательная девушка. С энтузиазмом изучает иностранные языки. Каждое утро посещает спортзал. Учится на вечернем отделении, но несмотря на это, встает очень рано и принимается за дела. Не работает. Жалобы: заикание, сильный страх говорения в присутствии малознакомых и незнакомых людей (логофобия), публичных выступлений.

В процессе психологической работы ( 12 индивидуальных консультаций, в момент написания статьи посещает групповые занятия) поняла, что живет навязанными родителями идеалами. С детства мама внушала девочке, что она «должна быть стервой, ни к кому не привязываться, быть самой успешной, самой лучшей». Во всех начинаниях С. задавала себе невероятно высокую планку. При этом продолжала считать себя «ленивой», «плохой». Очень переживала, что из-за заикания не может устроиться на работу (хотела быть руководителем).

С. пересмотрела свою систему ценностей, выработала новый образ «идеальной себя», стала ставить более реалистичные цели. На момент написания статьи С. избавилась от страха публичных выступлений, блестяще ответила на групповом зачете в вузе. Продолжает работу над собой.

В приведенных примерах формирование неадекватной самооценки происходит по двум разным причинам.

В первом примере девушка имеет внутренний запрет на то, чтобы жить в соответствии со своими желаниями, делать то, что хочется. То есть «реальное Я» не может жить так, как велит «идеальное Я». Существовало очень большое пространство между этими двумя образами себя, что и вызвало нелюбовь к самой себе.

Во втором примере С.  делала всё возможное, чтобы соответствовать своему «идеалу», но это всё равно никак не удавалось. Именно из-за нереалистичности «идеала», который основан больше на опыте и представлениях мамы, и возникли и развивались невротическое заикание и логофобия, изменение отношения к себе в целом.

Можно сказать, что отношение к себе является верхушкой личностного айсберга. Сниженная самооценка, негативное отношение к самому себе (как к плохому, глупому и т.п.), неуверенность в себе являются тем «маячком», который сигналит об опасности усугубления ситуации и возникновении более глубокого и болезненного психологического состояния. Кроме того, сниженная самооценка, конечно, оказывает существенное влияние на жизнь и результаты деятельности человека. Так или иначе человек подсознательно транслирует окружающим (в речи, в действиях) свое отношение к себе как к «неудачнику», «неуспешному», «нерадивому», «плохому» и т.п. В итоге внешние обстоятельства лишь закрепляют такое представление о себе самом. Например, человек со сниженной самооценкой имеет низкие шансы на получение желаемой работы, создание счастливой семьи. Именно поэтому очень важно вовремя обратиться к психологу и вместе со специалистом понять и устранить причины возникновения неадекватной самооценки.

http://ember.pro/stati/psikhologiya-psikhoterapiya/samootsenka-otnoshenie-k-sebe-polyubit-sebya-izmenit-sebya

http://getmanchuk-group.com/

И помните, Любая Проблема Имеет Решение!



Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про порядок вокруг себя, про опоздания и отношение к самому себе
  • Почему осуждая других, вы делаете хуже себе? Как связано осуждение и собственная самооценка?
  • Низкая самооценка / нелюбовь к себе : почему и что делать?
  • Самооценка. Что изменится в жизни, если Вы приобретете навык любви к себе?
  • Неуверенность в себе. Низкая самооценка. Работаем над собой, используя 11 глубоких рекомендаций.
  • Неуверенность в себе, низкая самооценка, психастения - пора действовать.
  • Как у человека формируется отношение к себе.
  • Самооценка и неуверенность в себе
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Заниженная самооценка и неуверенность в себе
  • Как женщина может влиять на намерения и отношение к себе мужчины
  • Самокритика и самооценка. Три шага к уверенности в себе.
  • Высокая самооценка или комплекс уверенности в себе.
  • Высокая и низкая самооценка. Как сформировать уверенность в себе?
  • Мухи от котлет или чем отличается самооценка от уверенности в себе?
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Себя, себе, собой, собою, о себе.
  • Как влияет самооценка на цели, которые мы себе ставим?
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Как помочь себе? Из серии начни с себя или помоги себе сам.
  • Кому нужна самооценка? Себялюбие, самолюбие и любовь к себе.
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Проблемы самооценки: почему мы живём плохо и терпим к себе дурное отношение
  • Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
  • Самооценка и уверенность в себе
  • Самооценка и уверенность в себе
  • Любовь к себе и самооценка
  • Самооценка и уверенность в себе.
  • Самооценка и уверенность в себе
  • Самооценка и уверенность в себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь