Проблема низкой самооценки или Как помочь своему ребенку быть уверенным в себе?
Самооценка ребенка вопрос деликатный и непростой. Сложно понять в какой момент нужно поддержать и похвалить ребенка, а в какой он нуждается в объективной оценке и справедливом замечании. Родителям порой сложно вовремя захватить момент наступления затруднений в этой сфере. Вроде бы все хорошо, а потом «бам!» и ребенок уже застенчив, не уверен в себе, боится, что не справится, бросает то, что раньше нравилось!
В некоторых случаях родитель не замечает происходящих изменений или предпочитает не вмешиваться, но порой ребенку (дошкольнику, школьнику) нужна помощь и часто даже самый добросовестный родитель не знает ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Как оказать поддержку?» «А какую вообще надо поддержку?» «Как сделать так, чтобы ребенок стал увереннее?» «Он ни с кем не здоровается и всех стесняется, что делать?» «И ведь выучила стих, а отвечать не вышла!» «В классе ни с кем не дружит, ничего мне не говорит, какие-то секреты от меня, а по учебе скатилась, просто жуть! Не хочет ничего»
Вопросы разные, причины порой схожи и коренятся в самооценке и уверенности ребенка в своих силах. И все это решается исключительным образом в индивидуальном порядке, поскольку нет готовой и подходящей для всех «чудо пилюли».
Но все же постараемся сформулировать ряд общих рекомендаций. Что могут сделать родители, если видят, что у ребенка проблемы с самооценкой?
1) Хвалим грамотно «Мам, смотри! Здорово?» «Да, ты прям супер! Лучше всех!» Стоп, когда мы так говорим, что должен о себе узнать и понять ребенок? Он самый, а в чем? Непонятно... особенно для дошкольника. Из этого адекватной самооценке не сформироваться. Хотите похвалить, делайте это за конкретные вещи, чтобы ребенок с детства понимал, в ЧЕМ он действительно хорош (это вообще отдельная темя для новой статьи)). Поэтому останавливаемся и хвалим компетентно: «Очень здорово, я рада за тебя, особенно мне нравится, как усиленно ты работал над этим рисунком и как аккуратно прорисовал все линии, словно по линейке!» Принцип прост, проверьте.
2) Формируем собственное мнение «Мам, красиво нарисовал?» Родители часто отвечают на это: «Да, просто супер!» НО, рекомендую похвалу не отменять, а добавить важный момент: «Нарисовал очень красиво, особенно мне нравится (вспоминаем про то, что хвалим за конкретное) вот этот цветок, такой яркий! А тебе как? Что тебе больше всего нравится? Что лучше всего получилось?» Учим самоанализу.
3) Формируем адекватную самооценку Вы спросите как? Играйте! Тут полет фантазии безграничен. Игра и ее условия естественно зависят от возраста вашего ребенка. Например, с дошкольниками и школьниками (в том числе подростками) отлично работает следующая игра: «Звезда Кварты №5» Создайте в вашей квартире небольшой стенд (можно на стене, можно на холодильнике), посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим 1-2 недели. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте стикеры или любой другой формы листочки (оформление зависит от вашей фантазии). В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе. Если детей в вашей семье несколько, то и каждый должен побыть «звездой», но по очереди)) По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате. Также, в центре внимания могут побыть мама, папа, это отличная возможность для ребенка оценить и поддержать взрослого. В общем, фантазируйте!
4) Делимся личным примером Я уверена, что любого родителя не составит большого труда обратиться к воспоминаниям о своем детстве, юношестве или даже вчерашней ситуации на работе, когда ему было некомфортно, где он был не уверен, стеснялся, боялся. Главное в этом деле максимально честно поделиться с ребенком своим опытом. И далее 2 варианта: - либо рассказав историю дать «орудие»/»регулятор», при помощи которого вы решили сложную ситуацию, вышли из положения, справились; - либо поделившись историей, честно признаться, что так и не решили ту трудность и до сих пор иногда стесняетесь, а далее предложить ребенку вместе с этим справляться и прописать «план-буран», как вы можете стать менее стеснительными, более общительными и так далее.
5) Что еще Кружки, секции, развивающие занятия, конкурсы, мероприятия в среде своих сверстников - все это может способствовать развитию самооценки ребенка. Важно, чтобы это нравилось самому ребенку.
В случае если предложенные варианты не помогают, ребенок замкнулся, а вам сложно сориентироваться в том, что же делать дальше, можно обратиться к специалисту -детскому психологу, можно поговорить в классным руководителем ребенка, можно посоветоваться с самим ребенком, возможно, он сам сможет предложить вариант развития событий.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.