Хорошо продуманная похвала становится эффективной дисциплинарной стратегией и имеет огромное значение для становления личности ребенка, намного больше, чем наказание, которое родители незамедлительно накладывают сразу после любого промаха и малейшего непослушание.
При похвале необходимо учитывать следующее:
1. Будьте умеренными, когда хвалите ребенка.
Если ребенка мало хвалят, у него формируется заниженная самооценка, и ему будет сложнее научиться различать хорошее и плохое.
Если ребенка хвалят слишком часто, то вырабатывается "зависимость" от похвалы. Ребенок ее постоянно ожидает или заслуживает (здесь невозможно быть настоящим). В этом случае ребёнок не умеет адекватно оценивать себя сам.
2. Используйте конструктивную похвалу - хвалите усилие и поощряйте намерения ребенка. А результат может быть разный ( и удачный и неудачный), и пусть он не обнулит действий ребенка.
И тогда ребёнок поймёт, что Вы искренне заметили, что он хотел, старался, предпринимал действия и Вы оценили по достоинству его старания. А значит у ребенка формируется адекватная самооценка.
3. Когда хвалите ребенка, учитывайте свои собственные ценности - используйте для характеристики те части речи (прилагательные, причастия), которые наилучшим образом отражают то важное для Вас, на что Вы обращаете внимание. Например, ты - старательный, ты - настойчивый. Таким образом у ребенка будет формироваться представление о семейных ценностях.
4. Замечая, хвалите сильные стороны личности ребенка. Фиксируйте своё внимание именно на том, что в ребёнке есть положительного.
5. Хвалите ребенка всякий раз, когда он старается освоить что-то новое, чему-то научиться.
6. Избегайте использования в своей речи превосходной степени прилагательных: самый сильный/самая красивая, лучший/лучшая, самый умный/самая умная и т.д.
7. Если ребёнок ещё маленький, хвалите его теми словами, которые он способен воспринять.
Похвала работает в том случае, когда она конструктивна, то есть используется достаточно часто и в отношении поступков ребенка.
В вот любовь к ребёнку - безусловна
- мы любим его таким, какой он есть, а конструктивно хвалим и критикуем лишь поступки.
Желаю Вам добрых и доверительных отношений с Вашими детьми.
Психолог Екатерина Александровна Поколева
Буду рада, если статья окажется полезной для Вас)