|
Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?Автор статьи: Ворошнина Марина Викторовна
Развивать ребенка, это не значит сажать его за парту и начинать развивать восприятие. внимание, память, мышление, речь (т.е. все психические процессы)... На самом деле, предпосылки всего перечисленного есть у каждого человека, у каждого ребенка с самого рождения. Важно не оставить эти предпосылки без внимания, а помогать ребенку их активировать. Еще важно знать и помнить, что всем нам дано много возможностей для развития и восприятия окружающего мира: 1. зрение (глаза), 2. слух (уши), 3. обоняние (нос), 4. осязание (кожа), 5. вкус (язык), 6. Чувство равновесия и положения в пространстве (вестибулярный аппарат), 7. Интуиция, 8. Двигательная память Таким образом, для развития ребенка, для развития всех психических процессов хорошо бы задействовать все эти каналы восприятия и впечатления от окружающего мира! Например, что такое память? Это наши образы и ассоциации. Что мы помним долгие годы? То, что нас некогда поразило, потрясло. Снеговик детства, слепленный вместе с отцом, вместо носа - морковка. Крупа, из которой мама варила кашу, а перед этим она вместе с ребенком перебирала крупинки, или вместе делали из крупы поделку…Т.е. чем больше живых образов и ассоциаций, тем лучше память. Поэтому слово «активировать» - это означает с самого рождения быть с ребенком, играть с ним, поддерживать его интерес ко всему, что делаете вы, что происходит в окружающем ребенка мире. А что происходит частенько в семье? Как поступают разные мамы. Мама варит на кухне суп. Ребенок 3-х лет что-то пытается делать рядом, вертится под ногами. Мама отсылает мешающего ей ребенка в комнату к папе, который смотрит ТВ. Шанс активировать все процессы развития у ребенка упущен. А какой был шанс? Вот другая мама разговаривает с ребенком и рассказывает все, что она делает с супом: «Сварим сейчас супчик с тобой! Ой, какой он будет вкусный! Положим в супчик капусточку! Попробуй, сынок, как она хрустит: хрум-хрум. Вкусно? Сладкая капусточка. А кто капусточку любит есть? Правильно - зайчик! Помнишь, мы читали сказку про зайчика, который бегал в огород капусточкой лакомиться? А еще мы положим в супчик морковку! Да-да, и морковку зайчик любит! А как вы с папой снеговика вчера лепили, вместо носа что поставили? Морковку! Вот какой важный овощ – морковка! Без нее и зайке плохо и снеговику… Ой, сейчас мама плакать будет…Лучок будет чистить…Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. Вот мама его раздевает- раз шубка-шелуха, два шубка –шелуха, три…Морковка сладкая, а лук какой? Горький!...» И так далее. Разбираем действия второй мамы: Мамин монолог (а может и диалог- если ребенок включается в разговор) - это развитие восприятия, памяти, воображения, мышления ребенка через 1.слуховой канал. Ребенок пробует овощи- работает 2.вкусовой канал, ребенок видит как мама чистит, режет и кладет морковку – 3.зрительный канал, мама вспоминает прочитанные сказки- 4.ассоциативная память, лепил снеговика с папой своими руками и морковку сам пытался воткнуть – 5.осязательный канал восприятия и запоминания, понюхал как лук пахнет – 6.обонятельный канал работает. А еще в это время дайте ребенку занять его руки: пусть из морковкиных колечек и палочек узорчик делает, или фасоль переберет как Золушка (7.осязательный канал развития): смешайте в тарелке коричневую и белую фасоль. А ребенок пусть раскладывает отдельно в мисочку белую, а в другую мисочку -коричневую. Вот и 8.кинестетическая память работает, т.е. двигательная, а заодно и 9.мелкая моторика развивается! А на сравнении «сладкая морковка-горький лук»- 10. мышлительная операция «сравнение» формируется. А то, что мама называет капуста, морковка, лук- это овощи – 11. мыслительная операция «обобщение» формируется/развивается. А загадка про лук – 12. загадки вообще развивают сообразительность, умение сопоставлять и сравнивать предметы или явления, находить в них сходство (это все мыслительные операции), развивают абстрактное мышление, сообразительность, стимулируют фантазию! Представляете! За один такой суп 12 видов развития ребенка работает! А вы – «к папе телевизор смотреть». Да за такие вот супы - развивалки ребенок разовьется как вундеркинд! В школе проблем с учебой не будет! А вы ведь не только супы варите и на кухне дела делаете! Если сами не можете придумать, что делать с ребенком во время, например, уборки комнаты или похода в магазин и др.- пишите, придумаем вместе. Все, что вы прочитали- это один из 10000 способов развивать память. Главное помнить, что развитие ребенка происходит через игру, через ту деятельность, которая ему интересна, которая соответствует его возрастным и индивидуальным особенностям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|