Хорошая память - отличный помощник для первоклассника, который каждый день должен усваивать большое количество новой информации. Но память бывает разная. Какая особенно пригодится ребенку 6-7 лет и как оценить ее уровень развития?
Для ученика школы важное значение имеет слуховая и зрительная память. Хорошо развитая слуховая память помогает запоминать многочисленные объяснения учителя в классе, а хорошая зрительная память незаменима для усвоения информации с доски (простой или интерактивной), из учебников, тетрадей и монитора компьютера.
Первокласснику очень пригодятся и отличные кратковременная и долговременная память. С помощью первой он сможет четко и полностью выполнять инструкции педагога на уроке и задания из учебника дома, а вторая помогает знаниям накапливаться и объединяться, превращая их количество в качество - эрудицию.
В этом возрасте уже неплохо развиты образная и моторная (двигательная) память, которая помогает учиться в том числе и каллиграфии - красивому правильному письму, но ребенку в школе не обойтись и без словесно-логической памяти - запоминанию с помощью слов, понятий и установлению логических связей и последовательностей в материале. Именно в начальной школе этот вид памяти будет активно расти и развиваться.
6-7-летке не помешает и хорошая социальная память - ему предстоит познакомиться с новыми одноклассниками, учителями и устанавливать множество социальных связей каждый день. Социальная память помогает ему найти близких по интересам, играм и характеру сверстников, которые в будущем могут стать хорошими друзьями, а также найти взаимопонимание с первым учителем.
Все перечисленные виды памяти играют полезную роль в учебной (и не только) жизни нового школьника. Но все-таки самые интересные и важные изменения происходят с произвольной и опосредованной памятью. Именно они оказывают наиболее сильное влияние на качество запоминания большого объема разнообразной информации в школе и на успешность в обучении ребенка.
Произвольность - это способность целенаправленно запоминать. Если маленький ребенок хорошо запоминает только яркие, наглядные, эмоционально насыщенные события и информацию и делает это непроизвольно (то есть неспециально), то уже выпускника детского сада можно попросить или дать задание запомнить слова, текст, предметы, или события, и у него появляется возможность это сделать. А ведь это и есть то, что он будет делать в школе постоянно и от чего зависит его прогресс в учебе.
Ребенок в этом возрасте также понимает и может самостоятельно использовать некоторые способы и средства для запоминания, например, повторение, ассоциации, рифмы, рисунки. Это называется опосредованностью и с ее помощью первоклассник способен запоминать в разы больше, хранить в памяти дольше, а также легче вспоминать и правильно воспроизводить в нужный момент (а ведь это тоже относится к памяти).
Таким образом, хорошо развивающаяся память - это надежная основа для успехов в учебе. Родителям полезно знать, как развиты разные виды памяти (а их уровень может довольно сильно отличаться у одного и того же ребенка) у их будущего первоклассника, чтобы опираться на сильные виды и "подтянуть" слабые вовремя.
О том, как можно оценить их уровень - расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мои публикации, чтобы ничего не пропустить.
А если хотите узнать все нюансы подготовки вашего ребенка к успешному обучению в школе - обращайтесь за консультацией!