Травмированная память

Автор статьи: Нора Жанэ

Слушаю интересную лекцию "Травмированная память" французского психолога/психиатра/этолога Бориса Сирильника (Boris Cyrulnik - La mémoire traumatique). Много интересного на тему того, как здоровая память может обновляться и переписывать прошлое, благодаря поддерживающему, безопасному, заинтересованному окружению, а травмированная застывает, зацикливая человека и не давая ему развиваться. Но, что и травмированная память может быть разморожена и восстановлена, благодаря тем же вещам - диалог с поддерживающим окружением, творчество, письмо или выработка способности к внутреннему поддерживающему диалогу. Некоторые примеры из лекции.

Людям показывали карточки - приятные и ужасные. Через какое-то время их спрашивали о том, как они их запомнили. Приятные карточки не очень запомнились. Ужасные - очень запомнились с большим кол-вом деталей. То, что изменило воспоминание как о приятных, так и о ужасных карточках, это их обсуждение с другим человеком. Хорошие карточки лучше запоминались, потому что "а, вот этот пляж вызывает у меня воспоминания о том отпуске...". То есть поделившись, обсудив с кем-то приятное событие, мы его лучше усваиваем и запоминаем. (не просто запостил-лайкнули, а обсудили). Обсуждение ужасной карточки: "Да, я вижу тут мертвого человека в крови. .. это напоминает мне... ту картину, которую я видел в художественном журнале в детстве .."

Пока мы обсуждаем с кем-то наши чувства и мысли, мы помещаем страшный образ в историю вымышленную или реальную, или связываем его с прошлыми событиями, память об ужасной карточке остается, НО меняется контекст/подтекст этого образа, делая его переваримым и не травматичным. (Разумеется, при условии, что обсуждение не протекало в ключе создания и усиления вины, стыда, страха и тп)

Еще был приведен интереснейший пример с реальной историей, когда в 1993 году во Франции мужчина вооруженный взрывчаткой взял в заложники детсадовский класс 3-4 летних детей с их воспитательницей на 2-е суток. Воспитательница повела себя потрясающе круто: она представила все происходящее детям как игру и поддерживала эту игру все время. По истечению двух суток был произведена операция: пока усыпленный "мужчина-бомба"(так его прозвали) находился в отключке, группа по освобождению проникла в класс, хватала по одному детей и выносила их из школы, пока двое других держали под прицелом спящего мужчину. Никто из заложников не пострадал, но что обнаружили психологи, работавшие с этими детьми после событий? Дети не были травмированы двухдневным пребыванием в классе, так как там они играли, они особо не помнили мужчину-бомбу, они были травмированы неожиданным появлением людей в униформе, масках и с ружьями, которые их хватали и без слов выносили наружу; они запомнили все малейшие детали, связанные с этими людьми и именно эти образы врезались им в память.

В еще одном примере, в обширном исследовании французских военных было выявлено, что те из них, кто писал письма своим близким или просто вели дневник до отправления и во время пребывания в горячих точках в подавляющем проценте случаев не имели пост-травматического синдрома, которым страдают большинство военных, не имеющих этой привычки вербализировать, описывать свои переживания.

Этими примерами, конечно, объясняется важность и в ранних семейных отношениях стремления родителей в полной мере обсуждать переживания ребенка, так как оставление его наедине с не назваными, не описанными и не проговоренными сильными переживаниями влияет напрямую на то, как развиваются его префронтальная кора, лимбическая система, миндалевидное тело (амигдала), то есть то, как человек успешно или не успешно переваривает весь спектр жизненных состояний и событий. В положительном случае, человек воспринимает новую информацию как приглашение к исследованию, игре и окрашено небольшим стрессом, в отрицательном случае - стресс слишком большой, любая поступающая информация приравнивается к агрессии, и человек реагирует чрезвычайно болезненно (телом или психикой), не имея возможности переварить и назвать то, что с ним происходит.

Вывод это замечательной лекции положительный: травмированная память чаще всего подлежит восстановлению, главное, это принимающая поддержка и обучение возможностям проживать события через творчество, письмо, диалог, внутренний поддерживающий диалог, работу. Путей масса, надо искать свои



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мастер-класс по изготовлению настольной игры "PEXISO" (память, коммуникации, сплочение)
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Тренинг по взаимодействию родителей и подростков "Три узелка на память"
  • "Я хочу забыть" или Стереть память гипнозом
  • "В память о тебе, я …"
  • "Пока то еще время есть!..."
  • "Упрощенная" модель Переживания (для тех, кому пока сложно пользоваться полной моделью)
  • Про еду, игру и историческую память.
  • Почему фраза: "Пока-пока, мама ушла", - очень опасна?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • «Травмированная личность или человек с контейнером»
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Будущая Я". Символически-имагинальные карточки: Женщина без границ
  • Авторские метафорические карточки (МАК) "Кто Я ?" (ключи и двери)
  • Символически-имагинальные карточки "Женщина Без Границ"
  • "Никаких нервов не хватит с этими детьми..."
  • "Доброго времени суток" или как не надо писать сопроводительные письма.
  • "Пять элементов" в отношениях с подростками. Элемент №1 "Диалог".
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • "Не обращай внимание" - говорим мы своему ребенку. Что стоит за этими простыми словами?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Ложная память: как мы переписываем прошлое
  • "Мой муж борется со мной" или "Почему мужчина воспринимает женщину как соперника"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • "Обсуждение финансовых вопросов в семье".
  • "Звездные войны". Возможность предъявления актуальных, часто невыраженных чувств через игру.
  • Мужчина "два в одном" или хочу сильного и чувствительного мужчину



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь