|
Травмированная памятьАвтор статьи: Нора Жанэ
Слушаю интересную лекцию "Травмированная память" французского психолога/психиатра/этолога Бориса Сирильника (Boris Cyrulnik - La mémoire traumatique). Много интересного на тему того, как здоровая память может обновляться и переписывать прошлое, благодаря поддерживающему, безопасному, заинтересованному окружению, а травмированная застывает, зацикливая человека и не давая ему развиваться. Но, что и травмированная память может быть разморожена и восстановлена, благодаря тем же вещам - диалог с поддерживающим окружением, творчество, письмо или выработка способности к внутреннему поддерживающему диалогу. Некоторые примеры из лекции. Людям показывали карточки - приятные и ужасные. Через какое-то время их спрашивали о том, как они их запомнили. Приятные карточки не очень запомнились. Ужасные - очень запомнились с большим кол-вом деталей. То, что изменило воспоминание как о приятных, так и о ужасных карточках, это их обсуждение с другим человеком. Хорошие карточки лучше запоминались, потому что "а, вот этот пляж вызывает у меня воспоминания о том отпуске...". То есть поделившись, обсудив с кем-то приятное событие, мы его лучше усваиваем и запоминаем. (не просто запостил-лайкнули, а обсудили). Обсуждение ужасной карточки: "Да, я вижу тут мертвого человека в крови. .. это напоминает мне... ту картину, которую я видел в художественном журнале в детстве .." Пока мы обсуждаем с кем-то наши чувства и мысли, мы помещаем страшный образ в историю вымышленную или реальную, или связываем его с прошлыми событиями, память об ужасной карточке остается, НО меняется контекст/подтекст этого образа, делая его переваримым и не травматичным. (Разумеется, при условии, что обсуждение не протекало в ключе создания и усиления вины, стыда, страха и тп) Еще был приведен интереснейший пример с реальной историей, когда в 1993 году во Франции мужчина вооруженный взрывчаткой взял в заложники детсадовский класс 3-4 летних детей с их воспитательницей на 2-е суток. Воспитательница повела себя потрясающе круто: она представила все происходящее детям как игру и поддерживала эту игру все время. По истечению двух суток был произведена операция: пока усыпленный "мужчина-бомба"(так его прозвали) находился в отключке, группа по освобождению проникла в класс, хватала по одному детей и выносила их из школы, пока двое других держали под прицелом спящего мужчину. Никто из заложников не пострадал, но что обнаружили психологи, работавшие с этими детьми после событий? Дети не были травмированы двухдневным пребыванием в классе, так как там они играли, они особо не помнили мужчину-бомбу, они были травмированы неожиданным появлением людей в униформе, масках и с ружьями, которые их хватали и без слов выносили наружу; они запомнили все малейшие детали, связанные с этими людьми и именно эти образы врезались им в память. В еще одном примере, в обширном исследовании французских военных было выявлено, что те из них, кто писал письма своим близким или просто вели дневник до отправления и во время пребывания в горячих точках в подавляющем проценте случаев не имели пост-травматического синдрома, которым страдают большинство военных, не имеющих этой привычки вербализировать, описывать свои переживания. Этими примерами, конечно, объясняется важность и в ранних семейных отношениях стремления родителей в полной мере обсуждать переживания ребенка, так как оставление его наедине с не назваными, не описанными и не проговоренными сильными переживаниями влияет напрямую на то, как развиваются его префронтальная кора, лимбическая система, миндалевидное тело (амигдала), то есть то, как человек успешно или не успешно переваривает весь спектр жизненных состояний и событий. В положительном случае, человек воспринимает новую информацию как приглашение к исследованию, игре и окрашено небольшим стрессом, в отрицательном случае - стресс слишком большой, любая поступающая информация приравнивается к агрессии, и человек реагирует чрезвычайно болезненно (телом или психикой), не имея возможности переварить и назвать то, что с ним происходит. Вывод это замечательной лекции положительный: травмированная память чаще всего подлежит восстановлению, главное, это принимающая поддержка и обучение возможностям проживать события через творчество, письмо, диалог, внутренний поддерживающий диалог, работу. Путей масса, надо искать свои Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|