У ребенка, что-то произошло в детском саду/школе/дома/на детской площадке. С ребенком не хотят дружить, его обижают, не замечают, смеются над ним или дразнят, толкают, отнимают игрушки. Он приходит домой, плачет, или наоборот, уходит в себя и молчит. На наш вопрос: «Что случилось?» Ребенок отвечает или: «Ничего» или говорит, как есть: «Со мной никто не дружит. Меня дразнят. Обзывают». Мы начинаем разбираться, ищем виноватого, кого-то обвиняем или делаем виноватым ребенка, пытаемся успокоить ребенка, что бы опять увидеть улыбку на его лице, и говорим привычное: «Не обращай внимание. Успокойся».
Ребенок чувствует боль, гнев, ярость, недовольство, огорчение, и не находя слов, или не умея выразить чувства, плачет от бессилия или уходит в себя. Наши слова звучат для ребенка как: «Твоих чувств нет, я их не хочу видеть, и ты их не замечай и не проявляй.» Весь поток эмоций и чувств подавляется ребенком, эти переживания никуда не уходят, они остаются внутри ребенка, как бомба замедленного действия, которая скрывается за улыбкой, безразличием и может взорваться через месяц, два или даже через несколько лет. Негативные чувства найдут свой выход через тело ребенка, его поступки. Зачастую трудно понять, что происходит с ребенком, когда таких подавленных, запертых в ребенке негативных переживаний очень много. Ребенок сам перестает замечать возникновение негативных эмоций и чувств и подавляет их неосознанно, поддаваясь нашему желанию, не обращать внимание и успокоиться. Как в таком случае следует поступать? Как преодолеть свой страх и разрешить и себе и ребенку выражать и проживать негативные эмоции и чувства и при этом не выходить за границы социальных норм?
Если ребенок маленький, опуститесь на корточки, повернитесь телом к ребенку, поймайте взглядом взгляд малыша и скажите: "Я понимаю, тебе сейчас очень больно (обидно, ты сердишься, злишься), я рядом". И обнимите ребенка. Разрешить ему выразить свои переживания, чувства, проговаривайте словами, что происходит с вашим малышом: «Ты сейчас плачешь, топаешь ногами, кричишь, потому, что тебе очень больно/обидно/страшно. Я рядом и я понимаю как тебе больно/обидно/страшно». Предложить ребенку вместе с вами проговорить чувства, которые его захватили и что ему хочется сделать. Важно - эмоции не облекаемые в слова находят выход в прямом отреагировании направленном на кого-то (разбить что-то, ударить, толкнуть) или на себя (вырывание волос, расчесывание тела). Проговаривайте с ребенком, как можно выражать свои эмоции, если ты злишься, гневаешься, сердишься, именно выражать и проживать, а не подавлять и прятать в себе. Ребенку полезно знать и проживать всю гамму эмоций!
Познакомьте ребенка, как вы выражаете мимикой радость, злость, раздражение, отчаяние, огорчение, веселье, недовольство, радость, недоверие, восторг, строгость, любопытство, рассеянность, смех, грусть, волнение, растерянность, бодрость, смущение, удовольствие; пусть малыш вам покажет, как он изображает свои чувства. Подойдите с ребенком к зеркалу и попробуйте вместе изображать разные эмоции и чувства, чтобы ребенок смог видеть и свое отражение и вас, что происходит с бровями, когда вы удивляетесь, а с губами, а когда злитесь или вам весело. Попробуйте изображать и угадывать, кто сейчас что показывает. Здорово понимать друг друга без слов!
Эмоции и чувства должны быть актуальны ситуации, если вы читаете рассказ и кому-то из героев больно, страшно, грустно, то сопровождайте свои слова мимикой, чтобы малыш понимал, как адекватно реагировать в той или иной ситуации. Объясните ребенку, что в одной и той же ситуации разные люди могут реагировать по-разному. Ребенка важно научить правильно понимать реакции других людей.
Необходимо научить ребенка различать богатую гамму негативно и позитивно окрашенных эмоций и чувств и социально приемлемо выражать их, что поможет вам понимать своего ребенка, а ребенку расти здоровым и счастливым.
Автор Юзьвак Екатерина
http://vk.com/club73354828