Что должен делать хороший родитель для ребенка

Автор статьи: Светлана Федотова

Есть несколько базовых психологических функций «хорошего» родителя, их четыре. Выполнение их родителем обеспечивает ребенку – ни много ни мало – чувство самости, независимое глубинное «Я», которое не разрушается под воздействием манипуляций и позволяет иметь тот внутренний «стержень», необходимый для установления и поддержания здоровых психологических границ личности. При его наличии ребенком переживается связанность с миром и отсутствует чувство глубинного одиночества у взрослого.

Прежде всего, родитель заботится об эмпатическом отражении, которое  предполагает максимально точное понимание нужд младенца, ребенка раннего возраста. Родитель без слов понимает, что чувствует ребенок и удовлетворяет его потребность. Как плачет ребенок, о чем? – это необходимо понимать, тренировать свои навыки в эмпатии. Способность к эмпатии формируется в младенческий период самого родителя.

Далее, вербализация – называние родителем чувства, которое испытывает малыш. Ребенок что-то чувствует в теле, но не имеет слов для выражения. Родитель по внешнему виду ребенка и контексту ситуации понимает чувство ребенка и называет его. Таким образом ребенок учится различать и называть свои чувства. Чем более развита у родителя способность к вербализации, тем меньше остается у ребенка алекситимических зон. Если ребенок расстроен, необходимо сначала отразить его чувство, пережить его вместе с ним, и только потом объяснять , анализировать и предпринимать действия по изменению ситуации. Буквально так: «Я вижу, ты разозлился, плачешь. Мне очень жаль. Давай вместе поднимем игрушку и починим ее», а не так: «Ты сам бросил игрушку, и что теперь плакать?» и, конечно, не так: «Зачем ты бросил игрушку? Это очень плохо, ты виноват. Сейчас я тебя накажу, иди в ванной подумай над своим поступком».

Контейнирование – это способность быть рядом и выдерживать сильные эмоции человека (ребенка) рядом, не разрушаясь при этом. Если ребенок плачет, падает на пол, стучит ногами и руками, хороший родитель не кричит, не отвергает ребенка и не убегает сам в гневе, тем  более его не бьет. Он всем своим видом демонстрирует устойчивость (не монолитность и непробиваемость). Страх сильных эмоций у взрослых обусловлен именно детским опытом одиночества или отвержения взрослых в их переживании. «Злиться нельзя. Злость – это слабость», «На обиженных воду возят», «Дети глупые еще, не понимают, что бабушки больше нет»… Необходимо поддержать ребенка в переживании чувств : «Ты со мной, со мной все хорошо, с тобой тоже все будет хорошо», «Ты выживешь, даже если ты сейчас вот так страдаешь».

И очень важная функция, довольно сложная - удержание, поддержание амбивалентности. Это способность интегрировать амбивалентные, часто противоположные чувства и при этом чувствовать себя нормально. «Ты можешь быть в противоположных чувствах, но это не страшно», «Я одновременно и сожалею о случившемся с тобой и злюсь на тебя», «Я сейчас и радуюсь за себя и чувствую страх, что что-то изменится», «Я и готова тебя поддержать и понимаю, что этого будет недостаточно». При этом амбивалентность нужно собирать относительно «себя» или «тебя».  Амбивалентность хорошо контейнирует тревогу.

Часто расщепленность, не-целостность личности взрослого формируется там, где не было места противоположным чувствам уребенка, где запрещено было злиться или обижаться на маму.

В таком поведении родителя много доверия ребенку, тому, что с ним происходит внутри. Доверие родителей порождает смелость, спонтанность, творчество в противоположность оставаться в страхе,  неуверенности, следуя социальным стандартам. 



Просмотров: 455
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Что делать, если у ребенка отобрали игрушку?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Жизнь родителя под ногами ребенка
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Совместное творчество ребенка и родителя
  • Саморазвитие родителя как важная составляющая в воспитании ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Родитель глазами ребенка
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Критический Родитель и Ребенок внутри нас. Гармоничные отношения.
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка
  • Когда ребенка бьют «палкой», а родитель-«стесняшка»
  • Внутренний драматический треугольник: Родитель, Ребенок, Взрослый.
  • Современный родитель: как уменьшить негативное влияние на ребенка от просмотра тв?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Идеальное воспитание. Страх, что я недостаточно хороший родитель.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • НеВзрослые:Из Ребенка в Родителя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь