|
Что должен делать хороший родитель для ребенкаАвтор статьи: Светлана Федотова
Есть несколько базовых психологических функций «хорошего» родителя, их четыре. Выполнение их родителем обеспечивает ребенку – ни много ни мало – чувство самости, независимое глубинное «Я», которое не разрушается под воздействием манипуляций и позволяет иметь тот внутренний «стержень», необходимый для установления и поддержания здоровых психологических границ личности. При его наличии ребенком переживается связанность с миром и отсутствует чувство глубинного одиночества у взрослого. Прежде всего, родитель заботится об эмпатическом отражении, которое предполагает максимально точное понимание нужд младенца, ребенка раннего возраста. Родитель без слов понимает, что чувствует ребенок и удовлетворяет его потребность. Как плачет ребенок, о чем? – это необходимо понимать, тренировать свои навыки в эмпатии. Способность к эмпатии формируется в младенческий период самого родителя. Далее, вербализация – называние родителем чувства, которое испытывает малыш. Ребенок что-то чувствует в теле, но не имеет слов для выражения. Родитель по внешнему виду ребенка и контексту ситуации понимает чувство ребенка и называет его. Таким образом ребенок учится различать и называть свои чувства. Чем более развита у родителя способность к вербализации, тем меньше остается у ребенка алекситимических зон. Если ребенок расстроен, необходимо сначала отразить его чувство, пережить его вместе с ним, и только потом объяснять , анализировать и предпринимать действия по изменению ситуации. Буквально так: «Я вижу, ты разозлился, плачешь. Мне очень жаль. Давай вместе поднимем игрушку и починим ее», а не так: «Ты сам бросил игрушку, и что теперь плакать?» и, конечно, не так: «Зачем ты бросил игрушку? Это очень плохо, ты виноват. Сейчас я тебя накажу, иди в ванной подумай над своим поступком». Контейнирование – это способность быть рядом и выдерживать сильные эмоции человека (ребенка) рядом, не разрушаясь при этом. Если ребенок плачет, падает на пол, стучит ногами и руками, хороший родитель не кричит, не отвергает ребенка и не убегает сам в гневе, тем более его не бьет. Он всем своим видом демонстрирует устойчивость (не монолитность и непробиваемость). Страх сильных эмоций у взрослых обусловлен именно детским опытом одиночества или отвержения взрослых в их переживании. «Злиться нельзя. Злость – это слабость», «На обиженных воду возят», «Дети глупые еще, не понимают, что бабушки больше нет»… Необходимо поддержать ребенка в переживании чувств : «Ты со мной, со мной все хорошо, с тобой тоже все будет хорошо», «Ты выживешь, даже если ты сейчас вот так страдаешь». И очень важная функция, довольно сложная - удержание, поддержание амбивалентности. Это способность интегрировать амбивалентные, часто противоположные чувства и при этом чувствовать себя нормально. «Ты можешь быть в противоположных чувствах, но это не страшно», «Я одновременно и сожалею о случившемся с тобой и злюсь на тебя», «Я сейчас и радуюсь за себя и чувствую страх, что что-то изменится», «Я и готова тебя поддержать и понимаю, что этого будет недостаточно». При этом амбивалентность нужно собирать относительно «себя» или «тебя». Амбивалентность хорошо контейнирует тревогу. Часто расщепленность, не-целостность личности взрослого формируется там, где не было места противоположным чувствам уребенка, где запрещено было злиться или обижаться на маму. В таком поведении родителя много доверия ребенку, тому, что с ним происходит внутри. Доверие родителей порождает смелость, спонтанность, творчество в противоположность оставаться в страхе, неуверенности, следуя социальным стандартам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|