Умные часы: источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка

Автор статьи: Виктория Денежная

“Ваш ребенок будет всегда под вашим надежным присмотром” - так звучит реклама умных смарт-часов для детей. 

Их функционал разнообразен: контроль за перемещением ребенка (GPS-отслеживание), звонки и голосовые сообщения, телефонная книга, датчик снятия часов с руки, горячая кнопка SOS для быстрой подачи тревожного сигнала.

Безусловно, умные часы это не только хорошая альтернатива мобильному телефону, но и средство по созданию условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья наших детей. Родители могут получать подтверждение того, что с ребенком все в порядке: что он благополучно добрался до школы или до секции, кружка; а сейчас он вышел из школы и вернулся домой. И тогда это благо для ребенка и нас, взрослых.

Но, как гласит изречение древних, “Все хорошо в меру”. И эта мера должна быть. 

Вот что говорят производители часов в своей рекламе: “Дети могут потеряться, забыть дома мобильный телефон, им может срочно понадобиться ваша помощь. Все дети забывчивы, им нужны напоминания. Любому родителю необходимо всегда знать, где их ребёнок. Функциональность умных часов для детей отвечает всем этим требованиям”. 

Похоже, что цель такой рекламы - еще большая невротизация родителей. И эта цель порой успешно достигается.

Детские психологи едины во мнении: чем более тревожна мама - тем более тревожен ребенок. Все потому, что дети присоединяются к нашим эмоциям. У них еще незрелый мозг и недостаточно эффективны механизмы саморегуляции.

Поэтому важно, чтобы родитель, приобретая такие часы и рассказывая ребенку про их назначение, не драматизировал и не пугал  маньяками и педофилами. Можно сказать так ребенку: я забочусь о тебе, мне будет спокойнее, когда я буду точно знать, что с тобой все в порядке, что ты добрался до школы или что ты уже дома”.

Ведь наша забота - это способ проявить любовь. Так ребенок понимает, что важен для нас и мы заинтересованы в его жизни и здоровье.

Если же родитель сам проявляет избыточную тревожность в этом вопросе, рассказывает ребенку страшные истории, уделяя излишнее внимание обсуждениям функций горячей кнопки, датчику снятия часов с руки, постоянно проверяя их исправность, все это с большой долей вероятности способно повлечь негативные последствия для психики ребенка. У него может возникнуть либо усилиться страх того, что внешняя среда, мир НЕ безопасны. 

В норме у детей имеются разные возрастные страхи, но в данном случае страх того, что с большой вероятностью может случиться что-то плохое, будет привнесен искусственно и извне - значимым Взрослым. 

Мама, которая постоянно ожидает неприятностей, прогнозирует плохую ситуацию, проговаривая свои страхи ребенку, транслируя их вовне, - проживает свои процессы, это ЕЁ собственная тревожность, НЕ связанная с ребенком, НЕ имеющая к нему отношения, тем не менее размещаемая в нем. 

Важен еще такой момент. Коль скоро в некоторых моделях часов есть функция подключения к ним родителя, с целью получения информации о том, что происходит вокруг гаджета - значит есть родители, которые эту функцию используют.

Вот что пишет одна мама в своем отзыве на сайте продавца детских смарт-часов: “В них есть суперская функция для родителей! Вы можете тайком позвонить на часы и слушать, что происходит вокруг. Ребенок об этом знать не будет! Вывод (мамы): рекомендую всем родителям! Незаменимая вещь!”.

И реально, есть родители, которые подслушивают, что происходит с ребенком в школе - в столовой, на переменке. Делается это в тайне от ребенка. И они (родители) не видят в этом ничего плохого!  

Между тем, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, образует состав уголовного преступления (часть 1 ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации). 

В более узком смысле право на неприкосновенность частной жизни подразумевает защиту лишь весьма узкой сферы человеческой активности, не имеющей правового содержания. А это как раз дружеские отношения и т. п.

Самое интересное: окажись на месте этого ребенка мы, взрослые, речь бы шла о нарушении неприкосновенности частной жизни. И у нас бы возникло обоснованное желание защитить себя и восстановить свое нарушенное право. 

Но даже если не оперировать правовыми понятиями, то это история про НЕуважение ребенка, НЕдоверие к нему, и про нарушение его границ. 

Умные часы источник невротизации родителя и способ нарушения границ ребенка

Такой вид МегаГипер-контроля со стороны родителя - достаточно искаженное проявление опеки и заботы. На неосознаваемом уровне происходит подмена понятий. То, что имеет целью якобы, обеспечить безопасность ребенка, является для взрослого способом проживания собственных психологических процессов и снятия внутреннего напряжения. 

Родитель, подслушав или подсмотрев что-то такое, с чем он не согласен, может выдать ребенку обратную связь в виде критики. И это повышает уязвимость ребенка перед взрослым. Если ребенок в  курсе того, что происходит, ему непросто это выдерживать и понимать, что он находится под колпаком, даже не будучи дома. Такое ограничение свободы может снизить его активность и чувство уверенности, в том числе в межперсональной коммуникации, вызвать протест и невротизацию. Кроме того, ребенок и сам научается нарушать/не уважать/не признавать чужие границы, усваивая для себя этот урок. 

Обращает на себя внимание и тот факт, что некоторые родители, используя умные часы ребенка, слушают (да что там говорить, будем называть вещи своими именами:подслушивают), что происходит на уроке, что говорит учитель. Школа - это зона ответственности образовательного учреждения, педагога. Именно школа отвечает за учебный процесс и то, что там происходит. Таким образом, для родителя это еще инструмент и способ контроля за системой, в том числе. 

И в таком случае родителю важно спросить себя: для чего я это делаю, какую преследую цель, направлены ли эти мои действия на благо ребенка, имеют ли они вообще отношение к нему? 

Если гаджет под названием “Умные (детские) смарт-часы” в семье все-таки есть, важно понять, выполняет ли он свое основное функциональное назначение - создает ли условия для обеспечения безопасности ребенка? Либо использование этих часов превратилось для родителя в способ решения своих психологических проблем, снятия напряжения либо наоборот, увеличения степени этого напряжения. Посредством ребенка...

 



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • 8 часов в день, 40 часов в неделю... или Работа моей мечты (1)
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Раздражение и злость на ребенка. Почему такое происходит с нами?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как происходит психотерапия ребенка
  • Что происходит в голове у ребенка
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • У вас или ребенка зависимость от гаджетов и интернета? Есть способ избавиться!
  • Мозг ребенка: что важно о нем знать
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Неуверенность родителя, последствия для ребенка
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • НеВзрослые:Из Ребенка в Родителя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь