Тема животрепещущая, болезненная, трудная. Так вышло, что мы без задней мысли растим детей, рассказывая о «жили долго и счастливо», без оговорок. Ведь, согласитесь, наверно мало кто предупреждает детей о том, что люди женятся, а дальше либо сохраняют отношения, либо разводятся. В школе рассказывают о том, как «правильно» создавать семьи, но не рассказывают о том, как «правильно» расходиться, чтобы потери не были такими катастрофическими. Жестко..наверно даже жестоко.. Как сказать такое детям? Эта мысль для меня так же трудна, как мысль о необходимости признаться своему любимому ребенку в один прекрасный день, что сказки – это только сказки, нету фей, волшебства, гномиков и деда Мороза. Нужно ли растить детей, воспитывая в них чувство реальности? Ведь реальность такова, что бывает что люди остаются вместе, а бывает, расходятся.
С этой реальностью дети знакомятся каждый в свое время и каждый при своих обстоятельствах. У кого-то в классе оказывается ребенок (дети), которого растит только один родитель и они искренне удивляются «почему нет папы»? Кто-то узнает о реальности из жизненной истории своих друзей. А кому-то очень «не везет» ..и он переживает развод родителей на собственном опыте. Когда ребенок свято верил в то, что в его семье никогда не произойдет ничего такого, а оно происходит, он испытывает настоящее потрясение. Это сродни ощущению, когда почва уходит из под ног и не на что опереться. Растерянность, беспомощность, тревога, тоска, вина, гнев, обида,печаль и др. - чувства, которые испытывает ребенок. Ошибка родителей в том, что они погрузившись в свой болезненный процесс развода не замечают, обесценивают, или не находят в себе сил, не видят, не понимают переживания ребенка, которые из-за этого зачастую бывают загнаны вовнутрь. Но эти чувства ребенок обязательно должен отреагировать, прожить!
Последние пару лет в моей практике заметно прибавилось случаев детей, чьи родители разводятся, или уже развелись. Чаще всего обращаются родители, в основном мамы, с запросом о психологической помощи ребенку в переживании развода. Такие дети нуждаются в первую очередь в отреагировании чувств и в психологической поддержке. Но всегда требуется активное участие родителя в этой работе. Я всегда информирую родителей о том, о чем пишу ниже. Так о чем же важно знать? И как помогать ребенку?
Раны детей разведенных родителей всегда глубоки, но они со временем затягиваются. Если такое испытание пришло в семью, важно понимать что происходит с детьми, какова динамика их переживаний и помочь им пережить утрату. Да, именно утрату, потому что дети переживают развод, как утрату семьи. Для ребенка это потеря прежней, привычной «среды обитания», которая сродни серьезной природной катаклизме.
Переживание развода детьми разного возраста
Считается, что до возраста 2-3 лет дети переносят развод с наименьшими психологическими потерями, в то время как в возрасте от 4 до 6-7 лет зачастую переживают развод, как сильную психологическую травму. В этом возрасте дети могут обвинять себя в разводе родителей, делая ложный вывод о своей «плохости», которая якобы послужила причиной развода. В возрасте от 6-7 до 10-11 лет дети часто реагируют на развод злостью, усиливается агрессивность. Могут возникать ощущения «брошенности», чувство сильнейшей обиды. Дети старше 12 лет реагируют на развод по разному. Так как в этом возрасте основной акцент жизни детей делается на общение и построение отношений со сверстниками, ситуация развода будет переноситься не так болезненно, как у детей младшего возраста. Но бывает и так, что развод родителей, переживаемый детьми в подростковом возрасте может усилить реакции подросткового кризиса.
Как меняется поведение ребенка?
Все переживания, реакции и способы адаптации под новую жизненную ситуацию индивидуальны. Ребенок может уйти в себя или стать плаксивым, гиперчувствительным, может ухудшиться его поведение и снизиться успеваемость. Некоторые дети проявляют сильный негативизм. Бывает, у детей проявляется психосоматика: чаще всего разного рода дерматиты, аллергии. Некоторые дети склонны переживать депрессию. Но конечно бывают и дети, которые легче других переносят развод и могут не проявлять вышеперечисленных симптомов.
На мой взгляд, самое опасное, когда ребенок не проявляет чувств. Это означает, что он закапсулировал переживания в себе, а это имеет опасные последствия для детской души. Очень важно помочь ребенку отреагировать чувства. Это может осуществить родитель, если понимает детские переживания, или опытный психолог.
Как объяснять ребенку?
Как уже говорилось выше, дети не бывают готовы к тому, что их семья может разрушиться. Поэтому в первую очередь, затевая разговор с ребенком можно сказать ему о том, что бывает так, что взрослые люди не могут договориться между собой о важных вещах и поэтому не могут продолжать совместную жизнь. Надо подчеркнуть, что это проблемы взрослых, и проблема между взрослыми, но в отношении ребенка не меняются чувства родителей – они его по прежнему любят.
«Подрастет и все сам поймет», это ошибочная позиция. Ребенок нуждается в информации, но адекватной для его возраста и восприятия.
Нельзя создавать для ребенка ситуацию неизвестности, когда например один из родителей вдруг просто пропадает. Чем больше неопределенности, тем больше у ребенка тревоги. Нужно честно сказать о том, что один из родителей будет жить в другом месте, но ребенок сможет видеться и общаться с ним. Очень важно детям дать точку опоры, которой будет являться определенность: когда (в какие дни, часы), где он будет видеться с родителем. Ребенок должен четко представлять каким будет теперь его будущее. Естественно, что все обещания, данные ребенку необходимо выполнять. Это подразумевает, что между разводящимися родителями должна быть согласованность. Это важно согласовать ради детей. Это и есть родительская забота. К сожалению именно невозможность родителей договориться между собой, взаимные обиды и претензии способствуют тому, что переживания ребенка усугубляются, затягиваются, его психологическое состояние ухудшается.
Неприемлемо делать детей жертвами войны между родителями. Родители, не иначе, как должны найти в себе силы ради детей, позаботиться о них, не втягивая в свои перипетии.
Подробности разногласий и причин развода детям знать не обязательно. Неуместные подробности могут детей младшего возраста еще больше травмировать, но детям постарше можно дать больше информации.
Ощущение ребенком катастрофичности ситуации можно смягчать словами о том, что это начало новой жизни, хоть и болезненное, которая будет в чем-то другой, не хуже той, которая была, а возможно даже в чем-то лучше.
Кажется уместным проанализировать происходящее с ребенком,чьи родители развелись, опираясь на модель Кюблер-Росс, которая выделила пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Стадия отрицания. Ребенок отрицает происходящее, старается делать вид, что ничего особенного не происходит. Это механизм психологической защиты, помогающий не ощущать невыносимой душевной боли.
Стадия гнева. Ребенок злится на родителей, ситуацию, жизнь. Бывает по разному, кто-то злится больше на того родителя, который ушел из семьи («бросил»), кто-то на того, кто «выгнал» родителя,или «разрушил» семью, по мнению ребенка. Ребенок обвиняет родителей. Также сила злости и ее направленность зависит от того, к кому ребенок был больше эмоционально привязан. Если ребенок остался с тем родителем, к которому больше привязан эмоционально, то возможно его злость будет слабее. Гнев может также проявляться и в отношениях со сверстниками, потому что в этот период его много, и трудно его контролировать.
Стадия торга. На этой стадии дети могут пытаться «воссоединить» семью. Это могут быть и попытки привести домой ушедшего из семьи родителя, и уход в болезнь, с надеждой что она поможет воссоединить семью, и разговоры с родителями на тему «а может быть мы снова будем жить вместе?». Это могут и попытки ребенка «теперь быть всегда хорошим» в надежде, что родители тогда снова воссоединятся. Это могут быть и разные манипуляции.
Стадия депрессии. Предыдущие действия не привели к желаемым изменениям, появилась апатия, угнетенность. Ребенок как-будто уходит в себя, избегает общения, стремится как-будто изолироваться. На этой стадии боль очень сильна. Самооценка ребенка может катастрофически падать. Могут начаться ухудшения в учебе.
Стадия принятия. Ребенок постепенно адаптируется под новую жизненную ситуацию. Начинает принимать новые обстоятельства жизни, приспосабливается под них. Переживания еще есть, но ребенок уже с ними справляется и жизнь начинает постепенно входить в нормальное русло.