Взрослые видят в разводе средство решения проблемы,
для детей же развод – и есть сама проблема.
Юдит Валлерштайн
Наблюдая в своей практике за детьми, родители которых разводятся, я сделала вывод, что реакция ребенка на это событие редко может предсказать, как у него или у нее сложится дальнейшая эмоциональная жизнь.
Например, ребенок, который воспринимает развод так, будто его бросают одного, и реагирует на него паникой или протестом, может быстро «убедиться» в том, что его родители любят и в любом случае останутся рядом.
Детские эмоциональные всплески и негативные высказывания: «Я ненавижу вас!», слезы, истерики, и другие тяжело переносящиеся взрослыми поступки, в конце концов, могут оказаться вполне адаптивными реакциями. Как говорят: выплеснул наружу эмоции и отпустил.
А с другой стороны, ребенок, никак не проявляющий внешних признаков беспокойства и протеста, поведение которого на первый взгляд не изменилось и не вызывает тревоги у родителей, в будущем может иметь серьезные эмоциональные нарушения.
Находясь рядом в этот период с детьми, необходимо учитывать особенности развития психики ребенка. Психотерапевт Р.Ламперт дает приблизительные описания детских реакций на утрату родителя:
Примерно до восьми лет можно ожидать, что дети будут подавлены, растеряны и будут наполнены фантазиями о воссоединении своих родителей.
Между девятью и двенадцатью годами, выражение сильного гнева становится главной реакцией. Ребенок может злиться и гневаться на обоих родителей, обвиняя их в глупом решении развестись, или выбрать одного из них, и переложить всю вину на него.
Подростки способны маскировать свою депрессию и горе активным непослушанием. Потеря одного из родителей может означать также и переезд, а значит потерю друзей, школы, соседей, которые занимают важное место в жизни подростка. Плюс это еще происходит на фоне гормональных сбоев, полового созревания и сексуального развития. Все это делает этот возраст особенно уязвимым.
Годы до и после развода оказывают сильное влияние на ребенка. Психотерапевту важно понимать, что изменить ил повлиять на прошлое или будущее маленького клиента не возможно. поддержку ребенку можно оказать "здесь-и-сейчас", и вот именно в этой области многие факторы (забота, чуткость, бережность, принятие негатива, сброс напряжения и т.д.) способны помочь детям справиться с трудностями в их жизни.
Очень часто, к психологу ребенка приводит один из родителей с просьбой оказать помощь в этот сложный период. Однако, при внешней заботе о своих детях, бывшие супруги (один или оба) настраивают ребенка друг против друга, тем самым травмируя его еще больше.
На сегодняшний день, я не часто, но все же сталкиваюсь с родителями, которые демонстрируют понимание и готовность к сотрудничеству с психологом для соблюдения главной терапевтической цели – помочь своему ребенку. И это радует.
Для меня работа психолога, психотерапевта заключается в том, чтобы дать ребенку пространство для открытого выражения чувств, не опасаясь родительских переживаний (гнева, вины, желания наказать). У ребенка ведь есть полное право желать, чтобы родители были вместе, чтобы все вернулось и стало как прежде, независимо от «необходимости» в разводе. И есть полное право на горе о потерянной семье (а ведь это огромная и очень болезненная потеря), независимо от того, насколько хороша эта семья была в реальной жизни. В процессе терапии, помимо вышеперечисленного, особое место занимает работа над принятием того факта, что развод происходит не по вине ребенка. Важно, чтобы все чувства были названы, поддержаны (это нормально в твоей ситуации; я вижу; расскажи, как это у тебя...) и приняты с уважением.
Я желаю вам и вашей семье мира, добра и любви. Берегите себя и своих деток.
С уважением, психолог, гештальт-терапевт, детский психотерапевт, Якименко Елена.