Ребенок в период развода родителей

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.д. несколько лет после расторжения брака, остается открытым .

Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется.           

Согласно исследовательским данным наиболее, уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка и его адаптация еще более осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу, а особенно, если идет настраивание ребенка одним родителем против другого.

 

 

Возрастные особенности реагирования детей на развод.

Влияет развода на детей в возрасте с восемнадцати месяцев до трех лет, как правило это сопровождается следующими симптомами:

•Трудности со сном

•Ночное недержание мочи

•Нытье

•Проблема с питанием

•Навязчивость (Один из родителей все время должен быть рядом)

Влияет развода на детей в возрасте трех-пяти лет

Этот этап, как правило, считается самым трудным для разведенных родителей с детьми этого возраста. Именно в этом промежутки времени психологическое состояние ребенка максимально зависит от эмоций и эмоционального фона в котором он находиться. В этот период дети ставят и выполняют свои "наполеоновские" планы, фантазируют, определяют свое отношение и взгляды на жизнь.

Возможные реакции на развод в этот период:

  • Отказ (от пищи, игры, похода в садик или на улицу ....)
  • Пониженная самооценка
  • Яркое проявление демонстративного поведения

Влияет развода на детей в возрасте от шести до десяти лет

В этом возрасте, дети сильно отождествляют себя со своими родителями, как идеалы для построения собственной поло-ролевой модели и поведения с окружающими. На этом этапе дети воспринимают родителей, как единое целое, и если один из них уходит; это сигнализирует, что неизбежен и скорый уход 2-го родителя. Дети становятся пугливыми и тревожными, а некоторые могут почувствовать себя обманутыми, беспомощными.

Влияет развода на детей в возрасте от девяти до двенадцати лет

Детям в возрасте от девяти до двенадцати, как правило, свойственно проявления черно-белой морали, с жесткой полярность и несколькими оттенками серого. Хотя на данном этапе дети ищут внешние источники для укрепления их чувства собственного достоинства, они продолжают выстраивать свою самооценку посредством наблюдения и общения со своими родителями.

Если родители нарушают сложившиеся правила семьи, дети чувствуют себя обманутыми и немощеными. Когда родители начинают ссориться и семья находится в состоянии распада; дети вещают на одного из родителей ярлык "плохой" и направляют свою враждебность на него, тогда как второму достается ярлык "хороший". Хотя дети в этом возрасте не винят себя за развод, они часто надеются на то что если родители действительно любят их, они останутся вместе.

 

Влияет развода в подростковом возрасте


Проявление подростка на ситуацию развода будет близок к предыдущему этапу, он начнет кого-то обвинять. Скорее всего выберет одного из родителей, а другому будет высказывать свои претензии. Хотя возможны и более протестные проявление, обвинение 2-х родителей одновременно, уход из семьи, преступное поведение.

 

 

 

 

 

Как сказать ребенку о разводе?

 

1.Если у Вас есть возможность проинформируйте ребенка о разводе заранее, чтобы у него было время все осознать, задать вам вопросы, обсудить эту тему.

2. Объясните ребенку причину, он должен четко понимать почему это происходит.  Единственное на что обращаю Ваше внимание, это слова, которые вы используете и соответствие информации возрасту ребенка.

 

Как можно облегчить переживания ребенка:

  1. Будьте внимательны к ребенку в этот сложный период, ласковы и нежны. Уделяйте ему достаточно внимания.
  2. Не обвиняйте ребенка, а наоборот если есть чувство вины, снимайте его.
  3.  Не говорите плохо о родители который уходит из семьи
  4. Не запрещайте ребенку видиться со вторым родителем
  5. Оставьте несколько вещей бывшего супруга ( супруги) дома, чтоб у ребенка не была полностью порвана с ним ( ней) связь
  6. Дайте ребенку возможность выплескивать свои эмоции, как средство для этого подойдет рисование, спорт, прогулки долгие
  7. Старайтесь договориться с бывшем супругом (супругой)чтоб стиль воспитания у вас был одинаковым, постарайтесь избежать ситуации когда один родитель будет добрым, дарить подарки, угощать конфетами, а второй злой – требовать хороших оценок, чистоты в комнате и т.д.
  8. Никогда не выясняйте отношений при ребенке.

 

Необходимо знать основные принципы, которыми должны руководствоваться родители при достижении договоренности об участии отцов в воспитании детей. Их несколько:

1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя.

2.Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслуживающие любви и уважения.

3.Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

4.Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.

5.Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невозможно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необходимости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя — постоянного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и настаивать на них.

6.Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.

7.Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.

8.Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, авторитетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.

 



Просмотров: 701
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...
  • Развод родителей: чувства ребенка
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • Развод родителей: реакция ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как развод Ваших родителей влияет на вероятность развода в Вашей семье?
  • Реакция ребенка на развод в разном возрасте
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как пережить развод родителей. Событие глазами ребенка
  • Лучший отец для ребенка после развода! А возможно ли?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Дети в ситуации развода родителей
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Драматургия развода. Акт 2-й:"Послеразводный кризис и развитие ребенка"
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь