|
Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»Автор статьи: Барабанов Родион Евгеньевич
В настоящее время отмечается пристальное внимание к семье со стороны социальных институтов. Одна из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ - создание условий, позволяющих вернуть ребенка из социальных учреждений в кровную семью. Центр содействия семейному воспитанию является местом постоянного или временного пребывания ребенка, откуда он в последствие попадает в опекунскую или кровную семью. Безусловно, лучшим вариантом для ребенка является возвращение в кровную семью. Именно на этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются его потребности в развитии. Именно родная семья дает чувство сопричастности, способствует развитию полноценных привязанностей, формированию идентичности и снабжает человека системой поддержки на всю будущую жизнь. Чаще всего семьи становятся не способными воспитывать своих детей не потому, что не хотят этого, а потому, что оказываются в ситуации, когда они не в силах справится с жизненными трудностями (смерть супруга, потеря работы, бедность, различные зависимости). Убеждение в том, что ребенку лучше всего воспитываться в семейной обстановке, приобрело новую форму: ребенку лучше всего расти в своей собственной, кровной семье, даже если она не идеальна. Процесс «опускания на дно» происходит не в одночасье, и большинство семей, получи они своевременную социально-психологическую помощь и поддержку в трудной ситуации, смогут преодолеть кризис и продолжать воспитывать своих детей. Бывает так, что жизненные обстоятельства, запоздалое осознание материнских и отцовских чувств, родительского «долга» меняют взрослых, и появляется шанс восстановить семью. Задача отделения комплексной реабилитации в этом случае – оказание необходимой поддержки. Многие дети хотят вернуться в кровные семьи и не желают иметь иных родителей. Педагоги-психологи учреждений должны предоставить воспитанникам информацию о родителях, организовывать встречи с ними, если это не противоречит интересам детей. Приоритетным направлением деятельности отделения комплексной реабилитации является возвращение ребенка в кровную семью. И только если в результате работы становится ясно, что воспитание детей в кровной семье совершенно невозможно или пребывание там опасно для ребенка, ему подыскивается другая семья. Работа по возвращению ребенка в кровную семью должна проводиться на этапе выявления семейного неблагополучия, когда кровные родители еще не лишены родительских прав. Когда ребенок попадает в ЦССВ с установленным статусом, очень сложно бывает установить контакт и мотивировать родителей на восстановление детско-родительских отношений. Действия учреждения по возвращению детей в семьи производится в первую очередь в интересах ребенка. Необходимо повернуться в сторону понимания того, что ребенок, оказавшийся в Центре, имеет право на любовь к своим оступившимся родителям. Большинство воспитанников ЦССВ имеют родителей, как правило, ограниченных в родительских правах или лишенные их. Для этих взрослых типичны иждивенческие установки, паразитический образ жизни. По их мнению, во всех проблемах виноваты государство и детские учреждения, но никогда – они. Как правило, многие имеют низкий образовательный уровень, что затрудняет их адаптацию в жизни, а также осознание ими собственных проблем. В эмоционально-личностной сфере следует отметить инфантилизм, слабость воли, эмоциональную зависимость от окружения, часто антисоциального характера. Отмечается также эмоциональная лабильность, неуравновешенность. Они не способны быть опорой для своих детей, нуждаются в реабилитационной и коррекционной помощи. С этими семьями можно и нужно взаимодействовать. Необходимо выходить навстречу родителям, потому, что иногда неизвестно доподлинно, из каких побуждений люди отказываются от своих детей и чаще всего идут на самый простой шаг – обращаются к алкоголю и наркотикам. Ведь многие родители, чьи дети оказались в ЦССВ, просто несчастны и часто не знают, что дальше им делать со своей жизнью. Никто и ничто не может заменить ребенку кровных родителей. Восстановление отношений возможно, если семья стремится к позитивным изменениям и готова к полноценной реализации родительских обязанностей. К сожалению, таких семей единицы. Общество должно быть уверено, что меры по возвращению детей в семьи предпринимаются государством в первую очередь в их интересах. Однако множество существующих госструктур не способствует реальному решению проблемы. Это признают сами судьи, специалисты органов опеки и социальной защиты детей. Ни в коем случае нельзя рвать родственные корни, связывающие детей с родными, пусть и оступившимися. Необходимо кропотливо и целенаправленно поддерживать, сохранять, укреплять связи с родной семьей. Степень эмоционального благополучия ребенка во многом зависит от того, какую линию поведения по отношению к его родителям выбирает учреждение, в котором он воспитывается. Существующее положение привело к необходимости разработки специальной программы подготовки детей и родителей к возвращению детей в кровную семью. Участники программы: воспитанники ЦССВ «Южный» в возрасте от 2 до 18 лет и их родители. Программа реализуется педагогами-психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками. Также в рамках работы по содействию семейному устройству в работу по программе дополнительно могут быть включены: юрист, социальные работники. Работа по программе осуществляется параллельно в двух направлениях: - работа с ребенком; - работа с родителями. Цель программы: профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия. Задачи программы: - оказание психолого-педагогической, социально-правовой и медицинской помощи и поддержки родителям и детям, - развитие мотивации на воссоздание семейных связей, - повышение уровня социальной компетентности и психолого-педагогической грамотности родителей. Продолжительность работы по программе: программа рассчитана на 5 месяцев, 57 занятий с детьми и подростками от 4-х до 17-ти лет, родителями, а также совместно с детьми и родителями. Форма и объем психологических занятий: работа включает в себя индивидуальные и групповые занятия с ребенком (если он старше 4 лет) продолжительностью 30 мин (занятия проводятся 2 раза в неделю), а также индивидуальные консультации с родителями (1 раз в две недели), родителями и детьми в рамках социально-психологической помощи, продолжительностью 1 час (1 раз в неделю). Занятия проводятся по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности, где каждый участник может поделиться своими чувствами и опытом без боязни. Методы и приемы работы психолога: - наблюдение, - беседа, - тестирование, - опрос, - анкетирование, - интервью, - проективные методики, - игровая терапия, - арт-терапия, - психогимнастика, - релаксация и саморегуляция. Диагностический мониторинг и критерии оценки. Во время реализации программы необходимо проведение психодиагностических процедур, направленных на выявление эмоциональных, поведенческих изменений, адаптационных возможностей и личностных свойств ребенка и родителей, а также необходимо проведение диагностики социального развития ребенка. Диагностика в полном объеме проводится до начала занятий и в конце года. В основе программы лежит 6-ти шаговая модель работы с проблемной семьей и технология подготовки ребенка к возвращению в кровную семью. Принципы работы: - работа должна быть направлена на поиск и опору на ресурсы семьи и ребенка; - на всем протяжении работы необходимо делать акцент на развитии у семьи механизмов самомопомощи и саморазвития; - специалисты должны ориентироваться на умение вести совместную деятельность с семьей в решении её проблем; - работа по разрешению проблемной ситуации должна вестись с детьми и с родителями одновременно (параллельно); - необходимо использование пошаговой работы. Данная программа рассчитана на то, что в условиях ЦССВ без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно решить проблему уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей. Ожидаемые результаты: - возвращение родителей к полноценному существованию в обществе, восстановление в родительских правах, - возврат детей в кровную семью, - восстановление детско-родительских отношений.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЛИТЕРАТУРА
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|