Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»

В настоящее время отмечается пристальное внимание к семье со стороны социальных институтов. Одна из главных целей государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ - создание условий, позволяющих вернуть ребенка из социальных учреждений в кровную семью.

Центр содействия семейному воспитанию является местом постоянного или временного пребывания ребенка, откуда он в последствие попадает в опекунскую или кровную семью.

Безусловно, лучшим вариантом для ребенка является возвращение в кровную семью. Именно на этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются его потребности в развитии. Именно родная семья дает чувство сопричастности, способствует развитию полноценных привязанностей, формированию идентичности и снабжает человека системой поддержки на всю будущую жизнь. Чаще всего семьи становятся не способными воспитывать своих детей не потому, что не хотят этого, а потому, что оказываются в ситуации, когда они не в силах справится с жизненными трудностями (смерть супруга, потеря работы, бедность, различные зависимости).

Убеждение в том, что ребенку лучше всего воспитываться в семейной обстановке, приобрело новую форму: ребенку лучше всего расти в своей собственной, кровной семье, даже если она не идеальна. Процесс «опускания на дно» происходит не в одночасье, и большинство семей, получи они своевременную социально-психологическую помощь и поддержку в трудной ситуации, смогут преодолеть кризис и продолжать воспитывать своих детей. Бывает так, что жизненные обстоятельства, запоздалое осознание материнских и отцовских чувств, родительского «долга» меняют взрослых, и появляется шанс восстановить семью. Задача отделения комплексной реабилитации в этом случае – оказание необходимой поддержки.

Многие дети хотят вернуться в кровные семьи и не желают иметь иных родителей. Педагоги-психологи учреждений должны предоставить воспитанникам информацию о родителях, организовывать встречи с ними, если это не противоречит интересам детей.

Приоритетным направлением деятельности отделения комплексной реабилитации является возвращение ребенка в кровную семью.

И только если в результате работы становится ясно, что воспитание детей в кровной семье совершенно невозможно или пребывание там опасно для ребенка, ему подыскивается другая семья.

Работа по возвращению ребенка в кровную семью должна проводиться на этапе выявления семейного неблагополучия, когда кровные родители еще не лишены родительских прав. Когда ребенок попадает в ЦССВ с установленным статусом, очень сложно бывает установить контакт и мотивировать родителей на восстановление детско-родительских отношений. Действия учреждения по возвращению детей в семьи производится в первую очередь в интересах ребенка. Необходимо повернуться в сторону понимания того, что ребенок, оказавшийся в Центре, имеет право на любовь к своим оступившимся родителям.

Большинство воспитанников ЦССВ имеют родителей, как правило, ограниченных в родительских правах или лишенные их. Для этих взрослых типичны иждивенческие установки, паразитический образ жизни. По их мнению, во всех проблемах виноваты государство и детские учреждения, но никогда – они. Как правило, многие имеют низкий образовательный уровень, что затрудняет их адаптацию в жизни, а также осознание ими собственных проблем. В эмоционально-личностной сфере следует отметить инфантилизм, слабость воли, эмоциональную зависимость от окружения, часто антисоциального характера. Отмечается также эмоциональная лабильность, неуравновешенность. Они не способны быть опорой для своих детей, нуждаются в реабилитационной и коррекционной помощи. С этими семьями можно и нужно взаимодействовать. Необходимо выходить навстречу родителям, потому, что иногда неизвестно доподлинно, из каких побуждений люди отказываются от своих детей и чаще всего идут на самый простой шаг – обращаются к алкоголю и наркотикам. Ведь многие родители, чьи дети оказались в ЦССВ, просто несчастны и часто не знают, что дальше им делать со своей жизнью.

Никто и ничто не может заменить ребенку кровных родителей. Восстановление отношений возможно, если семья стремится к позитивным изменениям и готова к полноценной реализации родительских обязанностей. К сожалению, таких семей единицы. Общество должно быть уверено, что меры по возвращению детей в семьи предпринимаются государством в первую очередь в их интересах. Однако множество существующих госструктур не способствует реальному решению проблемы. Это признают сами судьи, специалисты органов опеки и социальной защиты детей. Ни в коем случае нельзя рвать родственные корни, связывающие детей с родными, пусть и оступившимися. Необходимо кропотливо и целенаправленно поддерживать, сохранять, укреплять связи с родной семьей. Степень эмоционального благополучия ребенка во многом зависит от того, какую линию поведения по отношению к его родителям выбирает учреждение, в котором он воспитывается.

Существующее положение привело к необходимости разработки специальной программы подготовки детей и родителей к возвращению детей в кровную семью.

Участники программы: воспитанники ЦССВ «Южный» в возрасте от 2 до 18 лет и их родители. Программа реализуется педагогами-психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками. Также в рамках работы по содействию семейному устройству в работу по программе дополнительно могут быть включены: юрист, социальные работники.

Работа по программе осуществляется параллельно в двух направлениях:

- работа с ребенком;

- работа с родителями.

Цель программы: профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.

Задачи программы:

- оказание психолого-педагогической, социально-правовой и медицинской помощи и поддержки родителям и детям,

- развитие мотивации на воссоздание семейных связей,

- повышение уровня социальной компетентности и психолого-педагогической грамотности родителей.

Продолжительность работы по программе: программа рассчитана на 5 месяцев, 57 занятий с детьми и подростками от 4-х до 17-ти лет, родителями, а также совместно с детьми и родителями.

Форма и объем психологических занятий: работа включает в себя индивидуальные и групповые занятия с ребенком (если он старше 4 лет) продолжительностью 30 мин (занятия проводятся 2 раза в неделю), а также индивидуальные консультации с родителями (1 раз в две недели), родителями и детьми в рамках социально-психологической помощи, продолжительностью 1 час (1 раз в неделю). Занятия проводятся по принципу добровольности и информированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности, где каждый участник может поделиться своими чувствами и опытом без боязни.

Методы и приемы работы психолога:

- наблюдение,

- беседа,

- тестирование,

- опрос,

- анкетирование,

- интервью,

- проективные методики,

- игровая терапия,

- арт-терапия,

- психогимнастика,

- релаксация и саморегуляция.

Диагностический мониторинг и критерии оценки.

Во время реализации программы необходимо проведение психодиагностических процедур, направленных на выявление эмоциональных, поведенческих изменений, адаптационных возможностей и личностных свойств ребенка и родителей, а также необходимо проведение диагностики социального развития ребенка. Диагностика в полном объеме проводится до начала занятий и в конце года.

В основе программы лежит 6-ти шаговая модель работы с проблемной семьей и технология подготовки ребенка к возвращению в кровную семью.

Принципы работы:

- работа должна быть направлена на поиск и опору на ресурсы семьи и ребенка;

- на всем протяжении работы необходимо делать акцент на развитии у семьи механизмов самомопомощи и саморазвития;

- специалисты должны ориентироваться на умение вести совместную деятельность с семьей в решении её проблем;

- работа по разрешению проблемной ситуации должна вестись с детьми и с родителями одновременно (параллельно);

- необходимо использование пошаговой работы.

Данная программа рассчитана на то, что в условиях ЦССВ без привлечения дополнительного финансирования, но за счет эффективного использования внутренних ресурсов можно решить проблему уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты:

- возвращение родителей к полноценному существованию в обществе, восстановление в родительских правах,

- возврат детей в кровную семью,

- восстановление детско-родительских отношений.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Направления деятельности, формы работы

педагогов - психологов

Сфера коррекции

 

Блок работы с детьми и подростками

1.

Развитие коммуникативных навыков.

Темы  тренинговых занятий:

- общение в разных жизненных ситуациях

(групповой тренинг)

- комплименты, сочувствие (групповой тренинг)

- умение слушать другого человека, развитие умения вести диалог по телефону

(групповой тренинг)   

- Причины конфликтов. Способы предотвращения и выхода из конфликта.

(групповой тренинг)

 

 

 

 

 

Общение

   2.

Развитие социальной компетенции, наращивание социального опыта.

Темы занятий:

- посещение гостей (правила поведения, этикет, как дарить подарки?). Ролевая игра

- посещение поликлиники (общение и взаимодействие с медицинским персоналом). Ролевая игра

- посещение магазина (выбор нужных товаров, общение с продавцом). Ролевая игра

- посещение театра  (правила хорошего тона, культура зрителя). Ролевая игра

- культура питания.

(Беседа + практическое занятие)

 

 

 

 

 

 

 

Социально-бытовой опыт

  3.

Осознание своих интересов, ценностей, склонностей.

Темы занятий:

- современные направления моды, твой стиль. Беседа.

- история развития музыки. Любимые певцы и группы. Развивающее занятие.

- хобби. Беседа.

- жизненные планы и мечты. Тестирование. «Иерархия ценностей»

 

 

 

 

Смысложизненные ориентации

  4.

Подготовка к семейной жизни.

Темы занятий:

- семья и взаимоотношения в ней. Дискуссия.

- взаимоотношения с противоположным полом. Ролевая игра.

- как заводить новые знакомства с противоположным полом? Ролевая игра.

- осознанное родительство. Тренинг.

 

 

 

Семейно-сексуальная жизнь

  5.

Актуализация позитива.

Тема занятий:

- осознание и принятие своего жизненного опыта для последующего построения своей жизни. Методика «Счастливый день». Арт-терапия.

- выработка позитивного взгляда на себя. Методика  «Я на рисунке». Арт – терапия.

- актуализация своего семейного опыта. Методика «Генеалогическое древо». Арт – терапия.

- выработка позитивных стереотипов о семейных взаимоотношениях. Ролевая игра «Семья».

 

 

 

 

 

Эмоционально-личностная сфера и поведение

  6.

Развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям.

Темы занятий:

- осознание своего стиля в преодолении трудностей

- поиск внутренних ресурсов, методы снятия стресса. Практическое занятие.

- умение противостоять групповому давлению, сказать «нет»

- обучение методам релаксации, саморегуляции: «Мандала», «Японская пальчиковая гимнастика», «Гимнастика  мозга»

 

 

 

 

Психологическая неустойчивость к трудным жизненным ситуациям

  7.

Профилактика социальных вредностей.

Темы занятий:

- здоровый образ жизни. Беседа.

- половые аномалии и венерические болезни. Беседа.

- наркотики и наркомания. Беседа.

- алкоголь и подросток. Беседа с использованием энциклопедии независимости.

 

 

 

 

Аддиктивное поведение

  8.

Оказание помощи в выборе жизненной стратегии.

Темы занятий:

- осознание своей жизни как цепи выборов, рефлексия. Тренинг

- обучение навыку представлять свое будущее, сформировать картину будущего. Тренинг

- повышение уверенности в себе, развитие адекватной самооценки, работа со страхами, повышение учебной мотивации. Тренинг

- реализация социального проекта «Доброе дело», развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Тренинг

- профилактика конфликтов, обучение навыкам выхода из конфликтных ситуаций. Тренинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный интеллект

 

   9.

Развитие межличностных реакций.

Темы занятий:

- помощь в преодолении чувства одиночества и обучение способам противостояния ему, обучение социальным навыкам; обучение способам распознавания эмоций и автоматических мыслей. Беседа + тренинг

- развитие саморефлексии. Беседа + тренинг

- самораскрытие, получение обратной связи. Беседа + тренинг

- снятие тактильных барьеров. Беседа + тренинг

- создание благоприятного психологического климата, возможности высказывать свои эмоции. Беседа + тренинг

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный интеллект

Блок работы с кровной семьей

1.

Подготовка кровной семьи к воспитанию ребенка и его принятию обратно.

Темы занятий:

- формирование благоприятных условий для социализации и адаптации ребенка в семье и развитие доверительных отношений в структуре детско-родительских отношений. Беседа + тренинг

-  формирование процесса самостоятельного принятия решения в трудной жизненной ситуации. Тренинг

- представление о потребностях развития ребенка и необходимых компетенциях родителей. Понятие о мотивации родителей. Беседа

- этапы развития ребенка. Беседа

- особенности развития и поведения ребенка. Диспропорции развития ребенка. Беседа

- последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка (нарушения привязанности, особенности переживания, формирование личной и семейной идентичности). Беседа

- «трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка. Беседа + тренинг

- обеспечение безопасности ребенка.

Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. Беседа

- половое воспитание ребенка. Беседа

- роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка. Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогические компетенции

2.

Налаживание детско-родительских отношений.

Темы занятий:

- изучение ресурсов семьи, психологического климата, детско-родительских отношений, конфликтов. Диагностическая беседа

- реабилитация и установление утраченных взаимоотношений. Тренинг

- осознание себя и своей позиции в детско-родительских отношениях. Тренинг

- определение и формирование ценностей семьи. Тренинг

- устранение разногласий между членами семьи. Тренинг

- создание новой модели поведения и взаимодействия между всеми членами семьи. Тренинг

- формирование новой родительской концепции и копинг-стратегий в ситуации кризиса. Тренинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привязанность, взаимопонимание

3.

Заключительные советы психолога.

Помощь выпускнику в завершении эмоциональных связей в Приюте.

Контакт с выпускниками (патронаж, встречи).

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барабанов Р.Е., Мисоченко М.С. Социальная адаптация воспитанников детских домов как социально-психологическая проблема современности // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. №2(10). С. 73-75. 
  2. Барабанов Р.Е. Социально-психолого-философская проблема дифференциации понятий: уверенность, социальное и межличностное доверие // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2017. №3(11). С. 60-69.
  3. Барабанов Р.Е. Организация и направления социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017. №2. С. 65-75.
  4. Комплексное сопровождение детей-сирот / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003. 93 с.
  5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПБ., 2000. 108 с.
  6. Лиханов.А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987. 271 с.
  7. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2002. 256 с.
  8. Психическое развитие воспитанников детского дома/Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской; М.: Педагогика, 1990. 264 с.
  9. Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990. 160 с.
  10. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей/Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991. 374 с  
  11. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 1999. 432 с.
  12. Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот / Алиева М.А, Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Трошихина Е. Г. [и др.]; Под ред. Трошихиной Е. Г. — СПб., 2013. — 201 с.
  13. «Потребности ребенка. В центре внимания — адаптация к жизни в обществе». Материалы международной практической конференции 24–25 октября 2009 года / Под ред. Апанасевича В. С. — Апатиты, 2009. — 116 с.

 



Просмотров: 1034
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тренинг для родителей о воспитании детей. Лекция 1. Ваша звездная карта.
  • Как выбрать летний тренинг для ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • О пользе совместных занятий родителей и детей
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Беседа? Рисование? Игра? Что и почему мы ждём от психолога.
  • социальный тренинг-ролевая игра "Моя семья"
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Обучение иностранному языку, как тренинг работы с отношениями
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • О родительской агрессии. Беседа "Благослови зверей и детей"
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Как меня уволили с работы! (Экспозиционный тренинг жизни на стрессоустойчивость! )
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Последствия конфликтных родительских отношений для взрослых детей
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: диалог в детско-родительских отношениях
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Техника для контакта со своей интуицией, своим глубинным Я. «Непрерванная беседа».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь