Развитие, воспитание, обучение разные вещи.
Развитие продолжается всю жизнь , а воспитание должно заканчиваться в 18 лет (бывает так, что этот процесс не заканчивается никогда, и мама продолжает воспитывать 40-летнего мужчину, или давать наставления своей взрослой дочке).
Для развития маленького ребенка необходимо создавать пространство (развивающую среду). В воспитании важен личный пример.
А обучение - это целенаправленная деятельность. Здесь важна подготовка.
Четкого разделения , конечно, нет. Но суть, цели и задачи каждого направления важно понимать, и воспринимать как отдельные процессы. Так как обучение и воспитание - это процессы несколько директивные, а вот в развитии важна свобода.
Цели воспитания: дать ребенку жизненные ориентиры и помочь в социализации. Воспитывая ребенка, мы помогаем ему сформировать качества. Помогать - значит находиться рядом и задавать хорошие вопросы... Главное не переусердствовать с воспитанием! Не надо говорить ребенку каким он должен быть (ты должен быть хорошим, добрым...). И , вообще стоит поменьше "спекулировать" высшими ценностями (будь честным человеком, порядочным ...). Все равно ребенок будет больше копировать вас... Ваш пример это 70% воспитания, 20% - ваше общение, а 10% - социальное влияние.
Дайте возможность ребенку сформировать качества самостоятельно. Он должен сам понимать - почему для него хорошо быть честным, зачем ему делиться, когда и с кем быть вежливым.
Для развития маленького ребенка необходимо создавать пространство (развивающую среду). Для этого нужны определенные условия, игры, развивающие игрушки. Можно находиться рядом в игре, но не учить как и что надо делать, не мешать, не делать за ребенка то, что он может делать сам.
В развитии главное - не мешать. Не ограничивать ребенка в познании окружающего мира, в познании себя.
Обучение - это целенаправленный процесс. Часто родители играют роль учителя, но так как нет педагогических навыков, им не хватает терпения и они срываются. Помните, когда вы кричите, психуете, давите на ребенка в процессе обучения, вы блокируете у него психические процессы. Потом ему и в школе и в жизни учиться будет очень тяжело.
Если вы решили побыть учителем своему ребенку, делайте это грамотно и не переусердствуйте. Перед занятием: подготовьтесь, подумайте о цели занятия, что вы хотите дать ребенку, донести? продумайте план. Только потом обучайте. И если вы чувствуете, что находитесь в нервном состоянии, отложите занятие.
И самое главное! Не забывайте, что ребенку в первую очередь нужна мама, а не воспитатель и педагог. Уделяйте не менее 15 минут в день простому общению, где вы делитесь впечатлениями, мнениями, веселитесь и просто обнимаетесь без причин.
Добавляйтесь в группу ВК Детский психолог https://vk.com/club68365079
Здесь вы найдете статьи и заметки на темы воспитания детей, обучения и развития.