Ребенок может в одном рисунке прожить целую жизнь сказочного персонажа. Начав с зеленой запятой, которая станет дракончиком, а дракончик потом вырастет большим и однажды встретит противника - злого дракона. И они будут биться много дней и ночей, меняя оружие и теряя в бою то голову, то хвост, которые, конечно, опять отрастут у волшебных драконов... И луна будет сменять солнце. А потом все накроет черная туча и прольется дождь. Дождь такой силы, что настанет настоящий потоп... И если в этот момент взрослый начнет ругаться, что ребенок налил много воды на рисунок и вообще зачем-то все черным цветом некрасиво измазал, то ребенок отвлечется от процесса и не успеет спасти и подружить драконов...
Результатом Сашкиной лепки часто бывает грязно-серый комочек пластилина... Зато в процессе вылепленный персонаж меняет свой облик и позы десяток раз, путешествует по всей квартире, знакомится с игрушками, попадает в разные переделки, в том числе в прямом смысле этого слова, теряет и вновь обретает конечности. А потом устает и сворачивается в грязно-серый комочек...
Не спрашивайте маленького ребенка, что он нарисовал. Он может вообще не рисовал что-то конкретное. Он рисовал свое настроение, свои эмоции. Но он не сможет вам этого объяснить. Двух-трехлетние дети, когда берут в руки кисти, не заморачиваются над композицией и сюжетом. Спонтанное, аутентичное рисование. Цвет - какой приглянулся. Линия - куда рука повела. Они не рисуют изображение - они проживают процесс, гармонизируют свое внутреннее состояние. Эту способность самокоррекции можно нарушить, если ребенка спросить: "А что ты нарисовал?" Ребенок задумается... Ребенок решит, что рисовать надо обязательно что-то. Ребенок даже придумает ответ, чтобы угодить вам. И будет впоследствии рисовать стандартные домики с крышей-треугольником (и где только современные дети видят такие крыши?) , елочки, солнышки, машинки - как у всех на рисунках...
Не спрашивайте, что ребенок нарисовал. Он сам расскажет, когда на рисунке будет конкретный образ. Не ждите результата - любуйтесь процессом.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.