Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения

Если в дошкольном возрасте не принимать мер коррекционно-воспитательного воздействия к преодолению недостатков в поведении, то такие дети, как правило, ока­зываются неподготовленными к школьному обучению. Они не умеют подчиняться школьным требованиям, не выпол­няют учебных заданий, вступают в конфликты с товари­щами и педагогом, нарушают дисциплину, иногда убега­ют из школы и из дома. При неблагоприятных условиях они могут оказаться под влиянием правонарушителей.

 Несмотря на то, что интеллект у детей с органической психопатией не нарушен, продуктивность в обучении у них часто бывает недостаточно высокой, поскольку они приступают к выполнению задания без предварительного обдумывания, не сосредоточены на нем, не удерживают в памяти отдельные элементы задания, не умеют преодоле­вать препятствий. Все эти компоненты, т. е. сохранность интеллекта при нарушении интеллектуальной деятельности; сохранность элементарных эмоциональных образований при недораз­витии более сложных форм эмоционально-волевой сферы и определяют своеобразие структуры дефекта в развитии ребенка с органической психопатией, где все особенности его поведения вытекают из нарушения ядра его личнос­ти. Степень выраженности дефекта бывает различной, но его структура всегда остается единой.

В коррекционно-педагогической работе с такими деть­ми необходимо обратить особое внимание на правильную организацию процесса первоначального обучения. Этих детей не затрудняет усвоение чтения, письма и счета, но они плохо вовлекаются в деятельность, не доводят нача­той работы до конца, выполняют ее небрежно, неряшли­во. Следовательно, самое главное при обучении детей с органической психопатией — настойчиво приучать их к тщательному выполнению заданий. Сначала можно да­вать детям облегченные задания, а потом задания нужно постепенно усложнять.

В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существен­но затруднит дальнейшую работу с такими детьми.

 Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения ана­лизировать и правильно оценивать свои поступки. Учи­тывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведе­нием, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко по­падают под негативное влияние, педагогу необходимо по­стоянно ставить их в условия строго организованного ре­жима и не выпускать из поля зрения. В работе с такими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и до­ходят до аффективной вспышки по самому незначитель­ному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую - либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его, так как наказание может только усилить возбуждение. В ходе коррекционно-педагогической работы с психо­патическими детьми педагогу очень важно поддерживать тесную связь с родителями школьников, чтобы обеспе­чить единый подход к их обучению и воспитанию. Кроме того, родители могут оказать существенную помощь пе­дагогу в его работе.Важен также контакт с врачом-психоневрологом для использования в случае необходимости лечебных мероп­риятий.Также выделяют группу детей с так называемой конституциональной психопатией. Этиологи­ческим фактором этой психопатии является патологичес­кая наследственность. Так, в семьях, где имеются случаи эпилепсии, встречаются психопатические личности с эпилептоидными чертами характера. Основные особенности данной группы — вязкость и тугоподвижность эмоцио­нальных проявлений. Для эпилептоидов характерны застревания на переживаниях, угрюмость, подозрительность, недовольство, склонность к резким аффективным вспыш­кам, мстительность, злобность, скупость и жадность. Ко­нечно, эти симптомы не всегда встречаются сразу у одно­го лица, и степень выраженности этих проявлений может быть различной. У людей с эпилептоидной психопатией есть много положительных черт: хорошая работоспособность, тщательность в выполнении заданий, целенаправ­ленность, умение сосредоточиться на работе и преодоле­вать трудности.Развитие детей с эпилептоидной психопатией имеет свои закономерности. Уже в раннем детстве у них появ­ляется повышенная раздражительность, причем она бы­вает длительной и плохо переключаема. В дошкольном возрасте у таких детей нарастает аффективное напряже­ние, выражающееся в «застревании» на своих пережива­ниях, действиях. В школьном возрасте из сочетания этих особенностей формируется ряд вторичных характероло­гических черт, как положительных, так и отрицатель­ных. С одной стороны, эти дети целенаправленны в своей деятельности, аккуратны и педантичны при выполнении заданий, продуктивны в работе, активны. С другой сторо­ны, они злопамятны, мстительны, скупы, склонны к аф­фективным вспышкам. В переходном возрасте к этому добавляется неустойчивое настроение, замкнутость, по­дозрительность, недоверчивость к окружающим. Патологические черты характера у этих детей форми­руются постепенно и возникают лишь на определенных этапах развития.

Своевременное коррекционно-педагогическое воздействие может значительно смягчить особен­ности характера детей с эпилептоидной психопатией. И чем раньше будет начата коррекционно-воспитательная работа, тем большего эффекта можно добиться. Главным в этой коррекционно-воспитательной работе должно быть стремление преодолеть имеющуюся у этих детей склон­ность к «застреванию» на своих переживаниях. Для это­го нужно включать их в различные виды деятельности и оказывать необходимую помощь в процессе ее выполне­ния. При проявлении упрямства, негативизма, озлоблен­ности педагогу не следует авторитарно воздействовать на ребенка. Лучше всего переключить его на какую-либо де­ятельность, с которой он хорошо справляется. Поскольку у таких детей наблюдается некоторая замедленность мыш­ления, целесообразно в процессе дополнительных занятий предварительно пройти с ребенком учебный матери­ал. Их следует привлекать к общественно полезной круж­ковой работе. Особенно благоприятно на воспитание этих детей действует труд, поэтому очень важно включать их в различные виды трудовой деятельности.

При аффектив­ном возбуждении, которое может проявиться в неблагоп­риятных условиях, ребенка лучше всего изолировать, то есть поместить в спокойную обстановку, и дать по пред­писанию врача необходимые лечебные средства, снижаю­щие возбуждение.Недоверчивость и раздражительность, повышенная обидчивость этих детей часто приводят к появлению враж­дебного отношения не только к товарищам, но и к педа­гогу. Поэтому очень важно установить хороший контакт с ребенком, убедить его в том, что педагог старается ему помочь. Индивидуальный подход к этим детям с учетом особенностей их характера обычно дает положительные результаты.Для детей с истерической психопатией наиболее харак­терен эгоцентризм. Они склонны к хвастовству и приукра­шиванию своих качеств, стремятся выставить свою лич­ность на первый план. Эти качества обычно сочетаются с повышенной внушаемостью, нестойкостью эмоциональных проявлений, неустойчивостью настроения. Уже в дошколь­ном возрасте дети с истерическими чертами конфликтуют со сверстниками, капризничают, они раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески стара­ясь настоять на своем. В школьном возрасте к проявлениям эгоцентризма у этих детей присоединяется неусидчи­вость в работе, неумение доводить начатое дело до конца.Коррекционно-воспитательную работу с детьми, име­ющими истерические черты характера, нужно начинать с того момента, когда эти черты будут замечены. Нередко истерические черты характера у ребенка формируются в семье, где родители часто не только не противодействуют проявлениям эгоцентризма у ребенка, а наоборот уступа­ют ему во всем, потакают его капризам. Такой подход очень вреден для этих детей.Для истеричных детей очень полезно пребывание в детском коллективе, поскольку в ходе игры со сверстни­ками им приходится подавлять свои эгоистические тен­денции.Коррекционно-воспитательную работу необ­ходимо строить с учетом их полноценного интеллекта и положительных качеств личности этих детей. В первую очередь необходимо выявить его склонности и способнос­ти, поддерживать их и на этой основе строить работу по перевоспитанию личности ребенка. Необходимо помочь такому ребенку, опираясь на его положительные черты, занять определенное положение в детском коллективе, сформировать положительное отношение к нему со сторо­ны товарищей.

Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно соблюдать единство требований в работе и общении с детьми как в детском саду, так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени. Основные требования к родителям такие:

- не изнеживать ребенка;- не воевать с ребенком;

- не капитулировать перед ребенком.

Родителям следует создать в семье условия для спокойствия и сдержанности ребенка. Желательно родителям поучиться видеть себя, свое поведение как бы со стороны. Детям можно разрешить смотреть по телевизору только детские мультфильмы, не более 30 минут в день



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему мы боимся заводить детей. Причины этих страхов.
  • Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием.
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Трудности работы в детском саду и особенности современных детей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Две черты характера, которые НЕОБХОДИМО обязательно воспитать в своих детях!
  • Агрессивность у детей в дошкольном возрасте
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Воспитание детей. Типы характера
  • Патологические привычки детей. Что важно знать родителям.
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Положительные эффекты песочной терапии для детей с учетом возрастных особенностей
  • Нейропсихолог рекомендует / Единый подход к воспитанию детей в семье
  • Рождение второго: надо или хочу? Какая разница в возрасте детей лучше?
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Агрессия детей в раннем возрасте
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Половое воспитание детей: на что следует обратить внимание?
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Песочная терапия в работе с агрессией у детей
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду
  • Рекомендации и советы по работе психолога-педагога со страхами у детей
  • Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков
  • Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сирот
  • Как родители реализуют свои амбиции за счет своих детей?
  • «Инструкция по эксплуатации трудных детей» или 8 рекомендаций по воспитанию ребенка-бунтаря
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь