|
Нарушение привязанности у детей в раннем возрастеАвтор статьи: Моисеева Маргарита Анатольевна
Хочется затронуть тему ранних детских нарушений привязанности и их возможных последствий. Понятие привязанности является базовой потребностью, когда мы говорим о младенце. Это связь, которую выстраивает ребенок с самым близким человеком, связь проносящаяся через время и пространство. Потребность новорожденного в стабильной привязанности это основа телесного и психического выживания. Нарушения привязанности приводят к искажению в ощущении, чувствах и мышлении и являются ответом ребенка на неспособность родителей соответствовать его потребностям, чувствовать себя хорошо физически и психически, чувствовать себя уверенно и получать эмоциональное успокоение. Вместе с тем привязанность входит в понятие одной из опор ("человеческих мотиваций" - понятие, используемое в экзистенциальном анализе) необходимое составляющее становления идентичности. Понятие опора подразумевает под собой наличие принадлежности к семье, дому, вере, стране, нации и др. Это те связующие нити, которые дают человеку понятие о самом себе - "Кто я?" Все дети рождаются, не имея опыта травматических переживаний, и ищут привязанности сос стороны своей матери для подтверждения собственного бытия. Мать должна уметь правильно считывать потребность ребенка по внешенему проявлению. Маленькому человечку необходимо эмоциональное подкрепление, коммуникация (вербальная, невербальная) со стороны близкого человека. Должного ухода и содержания ребенка в хороших условиях недостаточно, при отсутствии эмоционального включения ребенок также может тяжело заболеть. Надежная привязанность как фактор психического благополучия строится на наличии чуткости со стороны близкого и делает возможным для ребенка удовлетворение потребности в привязанности, формировании базового доверия (стабильности), дифференциацию аффекта ("что я ощущаю"), регуляцию аффекта ("как я с этим обхожусь"), настройку, согласование аффекта (диалог). Мать в силах передать опыт, который пережила сама, а научить тому, чем сама никогда не владела просто невозможно. Если у ребенка присутствует опора - он может быть витальным (испытывать удовольствие от удовлетворения его потребностей матерью). Проживание витальности дает понятие и подтверждение, того что "Я есть", иными словами делать, то, что я сейчас хочу и получать от этого удовольствие. Какой опыт ребенка является травматичным: 1. Младенец не получает воды и питья, при небольшом испуге не получает успокоения и утешения; 2. Когда на появление детского страхареагируют запугиванием или телесным насилием; 3. Когда младенец / маленький ребенок получает безучастное эмоционально неокрашенное чисто механическое жизнеобеспечением; 4. Оставлен полностью один, заперт; 5. Является очевидцем насилия между родителями; 6. Когда ребенка воспринимают как взрослого (например, как замена партнеру), тем самым он находится в ситуации невыполняемых требований и ожиданий; 7. Когда ребенок переживает действия родителей (взрослых) под воздействием алкоголя или наркотиков и свои собственные потребности при этом не воспринимает. И в заключении хочется отметить, что никогда не поздно получить счастливое детство, если в распоряжении существует, по крайней мере, одна стабильная и чуткая уверенная персона привязанности на протяжении достаточно длительного времени. Статья подготовлена по материалам семинара "Основания психотерапии с младенцами" Др. Катарина Крупп Врач-педиатр. Психотерапевт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|