Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"

Практический психотерапевтический опыт и многочисленные экспериментальные исследования приводят нас к выводу о значимости формирования привязанности для здоровья и развития человека. Экспериментальной психологией накоплена информация о сенситивных периодах формирования, типах привязанности, факторах влияющих на развитие привязанности и значении её для соматического, психического и социального здоровья человека. Круг детских эмоциональных, психосоматических, поведенческих и др. проблем у детей с нарушениями  психического развития достаточно широк. Практикующие психологи и психотерапевты отмечают, что во многом работа данных специалистов, состоит в том, чтобы помочь созданию надежной привязанности  ребёнка с кем-либо из членов семьи, чаще всего с матерью, и  провести реконструкции негативных сцен, возникших вследствие ненадежных форм привязанности. И хотя цели психотерапевтической помощи ребенку намного шире заявленной темы, практический опыт показывает, что восстановление доверия и поддержки в близких отношениях являются надежным фактором защиты при совладении с большим кругом психологических затруднений у детей и подростков с нарушениями психического развития. Авторам психотерапия привязанности представляется одной из центральных, если не основной темой в психологической помощи детям и подросткам с особенным развитием.

 В привязанности ребенок формирует базовое доверие к миру, позитивную картину самого себя и первые конструктивные модели взаимодействия, которые лежат в основе новых взаимоотношений.

 Первой задачей стоящей перед детским психотерапевтом, является диагностика нарушения привязанности. Известных методов экспериментальной психологии явно недостаточно, они все также нуждаются в дальнейшей стандартизации, формат психотерапевтических отношений, где центральное место должен занимать контакт, а не «исследование объекта», приводит к необходимости использования процессуальной диагностики. Т.е диагностики в процессе развития психотерапевтического альянса.

 Диагностика качества привязанности в рамках нашего выработанного в российско-австрийском сотрудничестве подхода в детской терапии происходит:

 1) В процессе сбора объективной и субъективной информации

 Для надежной привязанности характерны следующие особенности:

  • после 1.5 лет  ребёнок может остаться по просьбе мамы ненадолго с незнакомыми приветливыми людьми
  • радуется приходу мамы
  •  в ситуации тревоги ищет маму для утешения. Есть игрушки-утешители, которые выполняют функции мамы (переходные объект по Д. Виникоту)
  • с интересом относится к сверстникам, пытается установить с ними контакт.
  • Проявляет любознательность к окружающим предметам. Даже в незнакомой ситуации.

 Для ненадежной привязанности характерно:

  • очень трудно отпускает маму.
  •  нельзя уговорить, договориться, чтобы остаться даже ненадолго с новым человеком
  • не может найти себе утешение без мамы
  • очень пугливо относится к незнакомым людям, в том числе и к детям
  •  мало проявляет любознательности к новым предметам, игрушкам
  •  мама не может играть с ребенком
  •  ребёнок проявляет в адрес мамы амбивалентные чувства
  • иногда проявляет безразличие на возвращение мамы, часто игнорирует ее попытки установить контакт.

 2) По наблюдению на приеме.

При нарушении привязанности.

Мама не умеет играть. Т.е. не подключается к игре ребенка и не может его увлечь своей. Нет невербальной подстройки, т.е. голосом, жестами, позой. Мама эмоционально не отзывается  на меняющиеся чувства ребенка. Часто она оказывается  недовольна тем, как проявляет себя ребенок на встрече у психолога/психотерапевта. Или ребенок сам отказывается играть с мамой.

 Ребенок проявляет себя очень пугливо, или быстро осваивая предметное пространство, игнорирует людей находящихся рядом. Производит впечатление, «сам себе на уме» трудно с ним договориться о чем, либо, как будто не слышит.  Ребёнок «закрыт», в лучшем случае прячется за маму, в худшем -  апатично и с большой дистанции слабо реагирует на предложение контакта со стороны психолога.

 Это описание не исчерпывает весь спектр  проявлений при нарушении привязанности, они скорее  характерны для детей до 4-5 лет, далее они маскируются и остаются в описанном виде только при серьезных нарушениях характерных для дезорганизованного или тревожно-избегающего типов привязанности. На основе нарушенной привязанности могут развиваться различные эмоционально-личностные нарушения. Вопрос о дифференцированной диагностике мы оставляем клиническим психологам и психиатрам.

 Обнаруженные нарушения привязанности, с нашей точки зрения являются более глубокими нарушениям на почве которых могут развиваться другие нарушения в развитии ребенка.

 Мы убеждены, внутри каждой женщины при глубоком и искреннем контакте обнаруживается потребность быть хорошим родителем и вина, в случае бессознательного или осознанного переживания не достаточно хороших отношений с ребенком. Необходимо понять, что препятствует матери естественно и спонтанно реализовывать свою потребность в надежной связи с ребенком. В практике мы также вновь и вновь обнаруживаем, малую эффективность такой стратегии помощи детям, когда родителям только  сообщается, что необходимо для формирования надежной привязанности, это связано с подрывом у мамы собственной компетентности и доверия к себе, а также развития чувства вины, что препятствует формированию надежной эмоциональной связи.

 Следуя основным положениям интегративного интрапсихического и межперсонального подхода, мы выделяем несколько сфер, в которых формируются эти препятствия, что в свою очередь определяет фокус психотерапии привязанности:

 - внутренние психические структуры ребенка и матери. Различные врожденные нарушения в развитии младенцев могут усложнять процесс распознавания матерью сигналов младенца, и тогда ей необходима специальная помощь в процессе подстройки к младенцу и далее взрослеющему ребенку.

 -  внутренний мир матери.

 а) Травматические события в жизни  матери. В таких случаях женщина словно застревает в переживании этих событий, не получая возможности ни осознать ни отреагировать чувства. В практике мы обнаруживали, что в подобных ситуациях, зачастую сам ребенок становится тем, кто невольно актуализирует и заставляет вновь и вновь переживать незавершенную ситуацию, как - будто побуждая ее завершить. Ребенок становится таким триггером, для этого обнаруживается много причин, которые описаны в нашем подходе.

 б) Опыт детских отношений матери ребёнка  с собственной матерью или лицом, заменяющим ее. Существует достаточно много экспериментальных исследований и практических наблюдений, которые делают вывод о том, что матери склонны бессознательно воспроизводить в отношениях с детьми свой опыт ранних отношений с матерью. Именно в таких случаях матери необходима психотерапия корригирующим эмоциональным опытом.

-  качество контакта матери и ребенка

 Из качества этого контакта вырастает привязанность. Цель психологической помощи на этом уровне - развитие способности матери к эмпатии и наблюдательности, умения  быть предсказуемой и надежной, поддерживать и развивать  свою родительскую компетентность (при достижении описанных целей наиболее эффективной оказывается совместная игровая психотерапия).

 - уровень взаимосвязи с другими значимыми членами семьи. Актуальные конфликты, повышенная тревога, нарушения психологических границ и другие нарушения отношений, прежде всего супружеских и других, значимых для матери семейных взаимоотношениях может блокировать её способность к формированию надежной связи с ребенком.

 Работа с ребенком связана, прежде всего, с изменением в игре привычных сцен беззащитности или жестокости и всемогущества на сцены, в которых появляется сильный заботливый и защищающий персонаж.  Это , прежде всего, работа с safe-place (безопасным местом) и  над развитием способности ребенка понимать и сопереживать слабой беззащитной части. Идентификация с добрым и сильным персонажем, способным защищать и поддерживать, утешать является основной частью психотерапии привязанности в отношении ребенка.

 

Список литературы:

  1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 477с.
  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004. – 232с.
  3. Винникот, Дональд Вудз, Семья и развитие личности: мать и дитя. Екатеринбург: Литур, 2004.
  4. Стерн Д. Дневник младенца. Генезис, Москва,2001.
  5. Стерн Д. Межперсональный мир  младнеца. Изд-во Восточно-европейского института психоанализа, Спб, 2006.
  6. Zimprich Vera. Die Einbeziehung  der Familie in die Kinder-und Jugentlichenpsychotherapie: ein interpersonelle Arbeitsansatz. In: Kinder und Jugentlichen Psychotherapie- ein eigenständigersatz innerhalb der Psychotherapie , PPP, Wien, 2004.


Просмотров: 603
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Программа SAFE. Помощь родителям в формировании надежной привязанности у детей.
  • «На языке привязанности»… (взаимосвязь типа привязанности и «сценария отношений»)
  • Этапы Формирования Привязанности. Безопасный Тип Привязанности.
  • Зарождение привязанности в отношениях матери и ребёнка
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Требовательность к ребенку, как следствие нарушения привязанности.
  • Типы привязанности и отзывчивость, чувствительность матери
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Основы терапии нарушения привязанности
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Нарушения привязанности. Терапия у взрослых.
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Концепции и способы межпоколенной передачи нарушения привязанности
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Разлука с матерью и нарушение привязанности.
  • Нарушение привязанности I Помощь родителям необходима
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 2
  • Работа с ранами привязанности в эмоционально фокусированной супружеской терапии. Часть 1
  • Удовольствие от родительства как ключевой фактор развития привязанности
  • Узнай Свой Стиль Привязанности в Близких Отношениях
  • Взрослые с травмой формирования привязанности: взгляд в будущее
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Особенности избегающего типа привязанности
  • Формирование типов привязанности в объектных отношениях
  • Шесть уровней привязанности детей
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь