|
Задачи психотерапии привязанности в диаде мать-ребёнок"Автор статьи: Новикова Марина Владимировна
Практический психотерапевтический опыт и многочисленные экспериментальные исследования приводят нас к выводу о значимости формирования привязанности для здоровья и развития человека. Экспериментальной психологией накоплена информация о сенситивных периодах формирования, типах привязанности, факторах влияющих на развитие привязанности и значении её для соматического, психического и социального здоровья человека. Круг детских эмоциональных, психосоматических, поведенческих и др. проблем у детей с нарушениями психического развития достаточно широк. Практикующие психологи и психотерапевты отмечают, что во многом работа данных специалистов, состоит в том, чтобы помочь созданию надежной привязанности ребёнка с кем-либо из членов семьи, чаще всего с матерью, и провести реконструкции негативных сцен, возникших вследствие ненадежных форм привязанности. И хотя цели психотерапевтической помощи ребенку намного шире заявленной темы, практический опыт показывает, что восстановление доверия и поддержки в близких отношениях являются надежным фактором защиты при совладении с большим кругом психологических затруднений у детей и подростков с нарушениями психического развития. Авторам психотерапия привязанности представляется одной из центральных, если не основной темой в психологической помощи детям и подросткам с особенным развитием. В привязанности ребенок формирует базовое доверие к миру, позитивную картину самого себя и первые конструктивные модели взаимодействия, которые лежат в основе новых взаимоотношений. Первой задачей стоящей перед детским психотерапевтом, является диагностика нарушения привязанности. Известных методов экспериментальной психологии явно недостаточно, они все также нуждаются в дальнейшей стандартизации, формат психотерапевтических отношений, где центральное место должен занимать контакт, а не «исследование объекта», приводит к необходимости использования процессуальной диагностики. Т.е диагностики в процессе развития психотерапевтического альянса. Диагностика качества привязанности в рамках нашего выработанного в российско-австрийском сотрудничестве подхода в детской терапии происходит: 1) В процессе сбора объективной и субъективной информации Для надежной привязанности характерны следующие особенности:
Для ненадежной привязанности характерно:
2) По наблюдению на приеме. При нарушении привязанности. Мама не умеет играть. Т.е. не подключается к игре ребенка и не может его увлечь своей. Нет невербальной подстройки, т.е. голосом, жестами, позой. Мама эмоционально не отзывается на меняющиеся чувства ребенка. Часто она оказывается недовольна тем, как проявляет себя ребенок на встрече у психолога/психотерапевта. Или ребенок сам отказывается играть с мамой. Ребенок проявляет себя очень пугливо, или быстро осваивая предметное пространство, игнорирует людей находящихся рядом. Производит впечатление, «сам себе на уме» трудно с ним договориться о чем, либо, как будто не слышит. Ребёнок «закрыт», в лучшем случае прячется за маму, в худшем - апатично и с большой дистанции слабо реагирует на предложение контакта со стороны психолога. Это описание не исчерпывает весь спектр проявлений при нарушении привязанности, они скорее характерны для детей до 4-5 лет, далее они маскируются и остаются в описанном виде только при серьезных нарушениях характерных для дезорганизованного или тревожно-избегающего типов привязанности. На основе нарушенной привязанности могут развиваться различные эмоционально-личностные нарушения. Вопрос о дифференцированной диагностике мы оставляем клиническим психологам и психиатрам. Обнаруженные нарушения привязанности, с нашей точки зрения являются более глубокими нарушениям на почве которых могут развиваться другие нарушения в развитии ребенка. Мы убеждены, внутри каждой женщины при глубоком и искреннем контакте обнаруживается потребность быть хорошим родителем и вина, в случае бессознательного или осознанного переживания не достаточно хороших отношений с ребенком. Необходимо понять, что препятствует матери естественно и спонтанно реализовывать свою потребность в надежной связи с ребенком. В практике мы также вновь и вновь обнаруживаем, малую эффективность такой стратегии помощи детям, когда родителям только сообщается, что необходимо для формирования надежной привязанности, это связано с подрывом у мамы собственной компетентности и доверия к себе, а также развития чувства вины, что препятствует формированию надежной эмоциональной связи. Следуя основным положениям интегративного интрапсихического и межперсонального подхода, мы выделяем несколько сфер, в которых формируются эти препятствия, что в свою очередь определяет фокус психотерапии привязанности: - внутренние психические структуры ребенка и матери. Различные врожденные нарушения в развитии младенцев могут усложнять процесс распознавания матерью сигналов младенца, и тогда ей необходима специальная помощь в процессе подстройки к младенцу и далее взрослеющему ребенку. - внутренний мир матери. а) Травматические события в жизни матери. В таких случаях женщина словно застревает в переживании этих событий, не получая возможности ни осознать ни отреагировать чувства. В практике мы обнаруживали, что в подобных ситуациях, зачастую сам ребенок становится тем, кто невольно актуализирует и заставляет вновь и вновь переживать незавершенную ситуацию, как - будто побуждая ее завершить. Ребенок становится таким триггером, для этого обнаруживается много причин, которые описаны в нашем подходе. б) Опыт детских отношений матери ребёнка с собственной матерью или лицом, заменяющим ее. Существует достаточно много экспериментальных исследований и практических наблюдений, которые делают вывод о том, что матери склонны бессознательно воспроизводить в отношениях с детьми свой опыт ранних отношений с матерью. Именно в таких случаях матери необходима психотерапия корригирующим эмоциональным опытом. - качество контакта матери и ребенка Из качества этого контакта вырастает привязанность. Цель психологической помощи на этом уровне - развитие способности матери к эмпатии и наблюдательности, умения быть предсказуемой и надежной, поддерживать и развивать свою родительскую компетентность (при достижении описанных целей наиболее эффективной оказывается совместная игровая психотерапия). - уровень взаимосвязи с другими значимыми членами семьи. Актуальные конфликты, повышенная тревога, нарушения психологических границ и другие нарушения отношений, прежде всего супружеских и других, значимых для матери семейных взаимоотношениях может блокировать её способность к формированию надежной связи с ребенком. Работа с ребенком связана, прежде всего, с изменением в игре привычных сцен беззащитности или жестокости и всемогущества на сцены, в которых появляется сильный заботливый и защищающий персонаж. Это , прежде всего, работа с safe-place (безопасным местом) и над развитием способности ребенка понимать и сопереживать слабой беззащитной части. Идентификация с добрым и сильным персонажем, способным защищать и поддерживать, утешать является основной частью психотерапии привязанности в отношении ребенка.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|