|
Разлука с матерью и нарушение привязанности.Автор статьи: Назарова Ксения Олеговна
Продолжаю подборку статей о детско-родительских отношениях: https://www.psyoffice.ru/selected/191/ В этой статье речь пойдет о том, как реагирует ребенок от одного года и трех месяцев до двух с половиной лет на разлуку с матерью (или другим человеком, заботившимся за ним до этого возраста, к которому у ребенок привязвается). Джон Боулби в своей книге: «Привязанность» пишет о том, что ребенок реагирует на разлуку с матерью определенным образом, именно его взгляд я опишу в этой статье. В своих трудах он описывает наблюдения различных исследователей за поведеним детей до 3 лет, которые находились в круглосуточных яслях и больнице при отсутствиии в них матери с уходом посторонних людей и сменой привычной обстановки. А также последующие наблюдения за детьми после возвращения домой к родителям. Так как реагирует ребенок этого возраста на расставание с матерью, если прежде он не расставался с ней и чувствовал себя защищенным? Можно выделить три стадии, но стоит также помнить, что между ними есть еще периоды переходнымх состояний. 1 стадия — стадия протеста. Ее продолжительность от нескольких часов до недели и даже больше. Отмечается переживание ребенком острого горя из-за отсутсвтия матери и попытками ее вернуть различными способами (плач, метания из стороны в сторону, прислушивание и всматривание в других людей с надеждой возвращения мамы и др.). При этом ребенок отвергает ухаживающих за ним людей, реже напротив, отчаянно льнут к няне.
2 стадии отчаяния. Ребенок по-прежнему переживает отсутствие матери, но он уже теряет надежду на ее возвращение. Физически он менее активен, пассивен, может монотонно плакать. На окружающее реагирует вяло. Словно он пребывает в состоянии глубокой печали. Иногда ошибочно считают, что ребенок в этот период успакаивается, ведь он начинает обращать внимание на окружающих.
3 стадия отчуждения. Ее нередко воспринимают, как нормализацию состояния ребенка. Ребенок начинает принимать заботу, пищу и игрушки и уже не отвергает ухаживающего за ним человека. Он начинает общаться и даже улыбаться. Но когда мать посещает малыша, оказывается, что проявление привязанности к матери, характерной для данного возраста, исчезает и ребенок проявляет отчужденность и равнодушие, вместо радости. Ребенок может отвернуться с безразличным видом и уже не плачет, интерес к матери, словно исчез.
Когда ребенок находится длительное время в круглосуточной разлуке с матерью, то он нчанет привязываться к разным людям, которые о нем заботятся и окружают его, а в конечном итоге, оставляют. В таком случае опыт потери матери вновь и вновь повторяется. Со временем по поведению ребенка станет понятно, что материнская забота и контакты с другими людьми уже не имеют для него такого большого значению. Каждая следующая потеря будет приносить боль и постепенно все меньше теплых чувств и переживаний он будет испытывать, а в конечном итоге перестанет привязываться к людям. Он будет стремится получить лишь материальные блага от людей: сладости, игрушки… Он уже не будет расстраиваться из-за смены нянь и других лиц, ухажвающих за ним. Он прекратит проявлять чувства к близким. Ему ни до кого не будет дела, хотя внешне он может выглядить спокойным и даже веселым. Выраженность реакций может зависить от разных факторов.
Самое главное, что необходимо ребенку в период разлуки с матерью – это забота матери и ее присутствие.
В своих следующих публикациях я буду возвращаться к теме привязанности и разлуки с матерью. Подписывайтесь: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/ и не пропустите. Рекомендую также прочитать мою прошлую статью: Детская психологическая травма https://www.psyoffice.ru/article/59589/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|