Разлука с матерью и нарушение привязанности.

Разлука с матерью и нарушение привязанности

Продолжаю подборку статей о детско-родительских отношениях: https://www.psyoffice.ru/selected/191/

В этой статье речь пойдет о том, как реагирует ребенок от одного года и трех месяцев до двух с половиной лет на разлуку с матерью (или другим человеком, заботившимся за ним до этого возраста, к которому у ребенок привязвается).

Джон Боулби в своей книге: «Привязанность» пишет о том, что ребенок реагирует на разлуку с матерью определенным образом, именно его взгляд я опишу в этой статье.

В своих трудах он описывает наблюдения различных исследователей за поведеним детей до 3 лет, которые находились в круглосуточных яслях и больнице при отсутствиии в них матери с уходом посторонних людей и сменой привычной обстановки. А также последующие наблюдения за детьми после возвращения домой к родителям.

Так как реагирует ребенок этого возраста на расставание с матерью, если прежде он не расставался с ней и чувствовал себя защищенным?

Можно выделить три стадии, но стоит также помнить, что между ними есть еще периоды переходнымх состояний.

1 стадия — стадия протеста. Ее продолжительность от нескольких часов до недели и даже больше.

Отмечается переживание ребенком острого горя из-за отсутсвтия матери и попытками ее вернуть различными способами (плач, метания из стороны в сторону, прислушивание и всматривание в других людей с надеждой возвращения мамы и др.).

При этом ребенок отвергает ухаживающих за ним людей, реже напротив, отчаянно льнут к няне.

 

2 стадии отчаяния. Ребенок по-прежнему переживает отсутствие матери, но он уже теряет надежду на ее возвращение.

Физически он менее активен, пассивен, может монотонно плакать. На окружающее реагирует вяло. Словно он пребывает в состоянии глубокой печали.

Иногда ошибочно считают, что ребенок в этот период успакаивается, ведь он начинает обращать внимание на окружающих.

 

3 стадия отчуждения. Ее нередко воспринимают, как нормализацию состояния ребенка.

Ребенок начинает принимать заботу, пищу и игрушки и уже не отвергает ухаживающего за ним человека. Он начинает общаться и даже улыбаться.

Но когда мать посещает малыша, оказывается, что проявление привязанности к матери, характерной для данного возраста, исчезает и ребенок проявляет отчужденность и равнодушие, вместо радости. Ребенок может отвернуться с безразличным видом и уже не плачет, интерес к матери, словно исчез.

 

Когда ребенок находится длительное время в круглосуточной разлуке с матерью, то он нчанет привязываться к разным людям, которые о нем заботятся и окружают его, а в конечном итоге, оставляют. В таком случае опыт потери матери вновь и вновь повторяется. Со временем по поведению ребенка станет понятно, что материнская забота и контакты с другими людьми уже не имеют для него такого большого значению.

Каждая следующая потеря  будет приносить боль и постепенно все меньше теплых  чувств и переживаний он будет испытывать, а в конечном итоге перестанет привязываться к людям.

Он будет стремится получить лишь материальные блага от людей: сладости, игрушки…

Он уже не будет расстраиваться из-за смены нянь и других лиц, ухажвающих за ним. Он прекратит проявлять чувства к близким. Ему ни до кого не будет дела, хотя внешне он может выглядить спокойным и даже веселым.

Выраженность реакций может зависить от разных факторов.

  • Время полной изоляции ребенка (например, в кровати). Чем дольше изоляция, тем сильнее протест.
  • Забота одного лица, сменяющего мать вызывает меньшее отчаяние и смячение всех реакций (особенно если ранее ребенок встречался с ним вместе с матерью).
  • Отсутствие смены обстановки также вызывает меньшее отчаяние.
  • Присутствие брата или сестры ослабляет реакции.
  • Длительность разлуки (чем длиннее, тем тяжелее состояние ребенка)

Самое главное, что необходимо ребенку в период разлуки с матерью – это забота матери и ее присутствие.

 

В своих следующих публикациях я буду возвращаться к теме привязанности и разлуки с матерью.

Подписывайтесь: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/ и не пропустите.
Рекомендую также прочитать мою прошлую статью: Детская психологическая травма https://www.psyoffice.ru/article/59589/

 



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок в 1,5 года не реагирует на замечания? Как быть?
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • У Вас будет ребенок
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • У вас будет ребенок. Как убрать бесплодие.
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Почему у одних в 25 уже муж и ребенок, а у других лишь метания и беспокойство?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Муж не может расстаться с матерью: что делать?
  • Ребенок и смерть. Часть 1. Ребенок в зоологическом музее
  • Внебрачный ребенок. Ребенок стыда и вечной меланхолии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь