Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.

 

 Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью

Кожа – первый защитный барьер, оберегающий человека от инфекций, перепадов температур и повреждения внутренних органов. Так же, кожа является границей, отделяющей внутреннее содержание человека от внешнего мира. Заболевания кожи свидетельствуют о нарушении контакта, когда в жизни слишком мало или слишком много общения, это общение является формальным или, наоборот, навязчивым. Ключевое слово в психотерапии нейродермита - КОНТАКТ.

С кем же контактирует маленький ребенок? Как правило, основной фигурой, с которой общается малыш, является его мама. И это означает, что от качества контакта именно с ней зависит состояние его кожи.

В случае нейродермита ребенка у родителей возникает вопрос: почему именно наш ребенок так болеет, несмотря на огромные усилия по его лечению? Учитывая то, что самая крепкая связь у ребенка с мамой, особенно, если это совсем малыш, получается, что через симптом ребенка реализуются неосознаваемые потребности мамы. Поэтому, работа с симптомом ребенка эффективна только при участии в работе мамы ребенка или заменяющего ее человека.

С точки зрения системной семейной терапии, мама чего-то не видит или не хочет видеть в своей семье. Тогда ребенок «показывает» это «корками на теле», и это невозможно не заметить. И продолжаться это будет до тех пор, пока мама не решится «увидеть» нарушения.

Пример 1. Ребенок с нейродермитом в возрасте 11 месяцев.

Для диагностики семейной системы, а также роли симптома в этой системе, маме предложено посредством фигурок представить свою семью и болезнь ребенка. Ребенок, нейродермит и мама расположены рядом. Нейродермит словно соединяет их. Фигура отца находится на значительном расстоянии.

Из семейной истории мамы выясняется, что ее очень молодые родители, не чувствуя себя готовыми к воспитанию ребенка, отдали девочку бабушке. «Мне всю жизнь так хотелось к ним, особенно к маме, но, мне казалось, что она и папа составляют одно целое, и для меня там места нет. Они даже говорили о себе «мы». Тогда и было принято неосознанное решение воспитывать будущего ребенка по – другому. А фактически повторилась материнская модель слияния, только не с мужем, а с ребенком. Болезнь ребенка давала женщине разрешение на эту тесную связь и объясняла связь «мать – дитя» окружающим. Отец ребенка в этой ситуации оказался в позиции отвергнутого, чувствовал себя ненужным и с каждым днем все более отдалялся.

Пример 2. Ребенок с нейродермитом в возрасте 12 месяцев.

Для диагностики к первоначальному образу семьи маме предложено добавить симптом – нейродермит ребенка. Только после этого она смогла повернуться к ребенку: «теперь я вынуждена заботиться о нем».

Из семейной истории мамы выясняется, что она была нежеланной в семье, с младенчества часто оставалась одна, «никому не нужна». У ее мамы не складывались отношения с мужем и в своем неудачном браке она винила дочь. «Если бы не ты, я бы никогда не вышла за этого урода замуж». От нее самой в младенчестве отказалась мать, родившая девочку в шестнадцать лет. Таким образом, можно наблюдать отвержение ребенка в третьем поколении. К тому же совпали и очередность и пол рождения – все отвергаемые дети – первые по очередности рождения и девочки. У клиентки была потребность быть идеальной матерью в глазах окружающих, чтобы доказать родителям «что я не такая, как они». Это легко реализовывалось за счет болезни ребенка. Все говорили: «Какая заботливая мама, она не отходит от своего малыша. И по врачам его таскает и по бабкам, сколько денег на лекарства потрачено и т.д.» При этом общение с ребенком сопровождалось злостью и виной, которые переняты от женщин ее рода (мамы и бабушки).

Матери трудно справиться с противоречивостью чувств к ребенку, если ее собственный процесс развития был неблагополучен, сопровождался травмами, сформировалась небезопасная привязанность, остались не разрешенными сепарационные проблемы.

Согласно детскому психоаналитику Д.Винникотту, мать

учитывает чувствительность кожи младенца, его уязвимость при падении (действие гравитации), и отсутствие у него понятия о существовании чего-либо, кроме него самого.

Он так же обратил внимание на важность того, как мать относится к телу младенца, как обращается с ним. По мнению Д.Винникотта 

материнское объятие всегда предполагает соединение физического и психологического; мать обнимает (держит на руках) своего младенца как буквально, так и метафорически.

Начиная с планирования зачатия и периода беременности можно наблюдать различные формы отношения к будущему ребенку, в том числе сознательное и бессознательное его отвержение. «Впитанные» в детстве модели отношений определяют особенности взаимодействия не только на протяжении жизни человека, но и, через феномен трансгенерационной передачи, систему отношений последующих поколений. Отношения мать - дитя в симбиотической фазе (до 12 месяцев) являются первыми любовными отношениями, составляющими основу всех человеческих связей.

Крупнейший детский психоаналитик Ф. Дольто утверждала, что с помощью кожи ребенок  бессознательно улавливает и усваивает психическую историю своих родителей. Так он «воплощается в семейной истории». В случае кожных болезней у детей основное значение имеет качество контакта ребенка с матерью. Нейродермит ребенка показывает, что первичный контакт с матерью "кожа к коже" был нарушен. Франсуаза Дольто говорила родителям:

Все происходит из-за вас, но не по вашей вине.

В приведенных примерах из практики справиться с недостижимой задачей «быть идеальной матерью» помогло осознание причины проблемы, пересмотр отношения к ней и снижение планки материнской успешности, разрешение себе «быть достаточно хорошей матерью». Для устранения нейродермита ребенка потребовалась коррекция отношений с мужем, изменение приоритетов (я – на первом месте, муж – на втором, ребенок – на третьем, затем родители) и восстановление баланса в семейной системе. Болезнь ушла, когда семья научилась обходиться без нее.

Не существует правил идеального воспитания, правила меняются и очень сильно отличаются в разные времена, у разных народов. Как бы вы не старались, в любом случае будут конфликты, которые могут помогать развитию ребенка. Важно помнить, что женщина, которая дала ребенку жизнь всегда будет для него «идеальной» мамой, потому что другой мамы у него просто не могло быть.

 

Литература:

  1. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М., Класс, 1998.
  2. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия Т. I: / Пер. с фр. И.Б. Ворожцовой. — 2008.
  3. Дольто Ф. Когда рождается ребенок, ЮниПринт, 2004.
  4. ШутценбергерА. Синдром предков, Психотерапия, 2009.

 

Статьи о детско - родительских отношениях:

«Как я была «Злой теткой»» - размышляя о случае из практики

Ужасные сказки для детей.

Я не хочу ребенка. (Пример из практики).

Я не могу сказать ребенку «нет»

Мать и дитя – одно целое?

У хорошего отца хороши и детки.

Парентификация – что это и с чем ее едят?

Может ли ребенок повлиять на развод родителей?

Хотели мальчика, родилась девочка.

Драма триангулированного ребенка.  

Ребенок на роли супруга.

Поговори со мною, ножка. История из жизни.

Скоро в школу. Подскажите, как …



Просмотров: 597
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Избалованное дитя-похвала для "внутреннего ребенка" Мамы!
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Почему? За что? Вопросы мамы особого ребенка.
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь