|
Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапииАвтор статьи: Ульяна Грабельникова
Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапии В кабинет психотерапевта ребенка чаще всего приводят родители, которых беспокоит тот или иной симптом у него. Перед тем, как идти к специалисту, родители, как правило, пробуют самостоятельно справиться с тревожащими их проявлениями. Проводят беседы, наказывают и т. д. Они исходят из представления, что их ребенок «какой-то неправильный», у него «трудный возраст», «плохое окружение», «это все школа виновата», и любой ценой им нужно избавиться от нежелательного поведения. Часто первоначальный запрос родителей на терапию так и звучит: «сделайте его удобным для нашей семьи», «избавьте нас от этих истерик и негативных эмоций». Иногда родители приводят ребенка с симптомом, который по тем или иным причинам становится неудобен окружающим (например, в школе), а в процессе расспроса выясняется, что есть гораздо более серьезные нарушения, но им родители не придают особого значения. В процессе работы с детьми я исхожу из представления о том, что ребенок существует не сам по себе. Он является элементом семейной системы, которая функционирует и развивается по определенным законам. Стержень этой системы – супружеские отношения. Именно супруги являются «архитекторами» семьи. Ситуация, когда все занимают свои законные места в семейной системе, супружеские и родительские роли и функции не перемешаны, а четко определены, является наиболее благоприятной. Дисбаланс в супружеских отношениях очень часто приводит к формированию симптома у ребенка. Как элемент этой системы, он бессознательно пытается «оттянуть» все внимание и напряжение между родителями на себя («Не представляю, о чем бы мы вообще разговаривали по вечерам, если бы не проблемы сына в школе»). Если супружеская пара в разводе, но между ними по-прежнему много разногласий и конфликтов, эта ситуация практически неминуемо скажется на общих детях. Здесь все усугубляется тем, что бывшим супругам бывает очень непросто перейти от дисфункциональных супружеских отношений (фактически не завершившихся) к исполнению согласованных родительских функций. Бесполезной и даже вредной будет работа психотерапевта с только с ребенком по избавлению его от симптома, без привлечения родителей. Эффективная работа начнется тогда, когда родители при помощи специалиста увидят свой вклад в создание и поддержание этого симптома, примут ответственность за свои действия и перестанут винить во всем ребенка. Иногда, даже меняя только взаимодействие между собой, они способствуют тому, что проблемы детей начинают решаться без лишних усилий. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|