Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?

Когда родители приводят детей на прием к психологу с жалобами на плохое поведение,слабую успеваемость, страхи и другие проблемы, очень часто звучит фраза: «Сделайте с ним что-нибудь»

Однако суть в том, что негативное поведение ребенка, а часто и его
проблемы со здоровьем напрямую связаны с функционированием семейной системы. И это значит, что помочь ребенку возможно, только работая со всей его семьей.

Семья - это система со своими функциями и законами, где все члены связаны
между собой, а в системной семейной терапии любые проблемы поведения и здоровья членов семьи считаются симптомами, отражающими нарушения во всей системе. Часто эти симптомы служат для достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими.

Психолог А.Черников в своей книге приводит два простых примера:

  • У ребенка заболевает голова, живот и т.д. в тот момент, когда ему надо идти в школу.

В данном случае симптом может отражать тревогу ребенка по поводу своей успешности, особенно, если дома к нему предъявляют завышенные требования; симптом также позволяет избежать посещения школы.

  • В семье есть мальчик подросткового возраста, очень привязанный к матери. Мама замужем второй раз. Одновременно с рождением братика у подростка возникают проблемы с поведением или успеваемостью.

Так подросток реагирует на появление соперника и с помощью крайнего поведения “сообщает”, что чувствует себя покинутым. Его проблемы отвлекают мать и отчима от новорожденного и, получая свою порцию отрицательного внимания, подросток чувствует, что родители продолжают выполнять свои функции по отношению к нему.

Часто симптоматическое поведение становится межличностными силовыми маневрами,неосознанным средством контроля других людей:

  • Например, маленького ребенка с энурезом родители часто забирают ночью из кроватки к себе в постель, но если ребенок с вечера ночует в родительской постели, энуреза не наблюдается.

Таким образом, демонстрируя беспомощность, ребенок неосознанно контролирует того, кто проявляет о нем заботу.

  • Или: после развода родителей ребенок резко снижает
    успеваемость.

И это может быть не только проявлением стресса, но и неосознанной манипуляцией: часто разведенные родители начинают больше общаться, пытаясь решить возникшую проблему. Так симптом служит сближению родителей.

Симптоматическое поведение может является метафорой и несет родителям определенное послание, которое можно расшифровать.

Вот несколько примеров метафорического смысла детских симтомов :

Анорексия (синдром, заключающийся в отсутствии чувства голода, либо в сознательном отказе от пищи):

-Я отказываюсь жить

-Хочу больше внимания (Смотри, какой я худенький)

-Регресс (хочу быть маленьким)

Булимия (расстройство приёма пищи, характеризующееся резким усилением аппетита):

-Замещение недостатка любви

-Я буду есть за двоих (в память о…)

-Заедание агрессии, тревоги

Воровство денег у родителей:

-Привлечение внимания

-Сближение родителей

-Повышение статуса у сверстников

-Компенсация недостатка любви деньгами

-Невозможность просить открыто («У нас не принято просить деньги»)

Кожные заболевания:

-Не трогайте меня! (нарушаются мои границы)

-Недостаток тепла и ласки

Неуспеваемость в школе

-Неуспешные родители (Проявление лояльности: «Я ничем от вас не отличаюсь!»)

-Я не такой, как вы (протест)

-Сближение родителей

-Достижение статуса у сверстников

Побеги из дома

- Я здесь не нужен

-Поищите меня

-Ищу чего-то (кого-то)

Страхи

-Хочу заботы, защищенности

-Нуждаюсь в ком-то (чем-то)

-«Мама, будь всегда рядом» (базовое недоверие к миру)

-Сексуальная дисфункция у родителей

 

Таким образом,  в семейной терапии клиент (например, ребенок
с проблемами) рассматривается не как медицинский больной, а скорее как элемент семейной системы, которая функционирует со сбоями.

Психолог предполагает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел или
получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не внутренние проблемы членов семьи, а паттерны (шаблоны) взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, основной целью семейной терапии является создание условий для формирования здоровой семьи.

 

Карепова Наталья Анатольевна

 

Психолог, Действительный член Профессиональной
Психотерапевтической лиги

 

 

 

[1] А.Черников Системная семейная терапия: Интегративная модель
диагностики.
— Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”,
2001. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып.
97).



Просмотров: 498
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапии
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Ребенок у психолога. Ожидания родителей и возможности семейной терапии.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Проблемный ребёнок-симптом неблагополучия семейной системы.
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Вагинизм. Аноргазмия. Часто эти проблемы взаимосвязаны. Лечение. Избавление от проблемы
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Стоит ли женщине часто говорить мужчине о своей любви к нему?
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Пора прекратить винить родителей за поведение ребенка.
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Выравнивание дисбаланса семейной системы (родители-дети)
  • Устраняем аноргазмию. «Ему слишком часто нужен секс». Сексуальные женские проблемы
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!
  • Стань таким, как я хочу. Но меня принимай таким, какой я есть!
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ребёнок как симптом своей семьи....
  • Решение проблемы детского поведения разведённых родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь