То, что детская психика пластична, поведение гибкое – вряд ли у кого-либо вызовет сомнение. Но всегда ли родители учитывают это качество своих чад в жизни?
Поделюсь недавними наблюдениями, в которых достаточно ярко проявилась упоминаемая особенность детского поведения.
Итак, ситуация. Посреди тротуара две подружки (молодые мамы) и девочка примерно 3-х – 3-х с половиной летнего возраста «общаются» по поводу дальнейших действий. Мама ребенка говорит, что они должны продолжать идти домой, а девочка «закатила» истерику и кричит, настаивая на своем, только ей известном желании…
У мамы было несколько вариантов поведения, например, она могла бы попытаться действовать на рациональном уровне и спросить, чего дочка хочет. Но родительница предпочла «силовое» решение проблемы и попыталась тащить девочку за руку в направлении дома. Дочь не сдавалась… Как часто бывает, ситуация разрешилась неожиданно: проходящая мимо не знакомая женщина взяла девочку за руку и со словами: «Не хочешь идти с мамой, я заберу тебя с собой или в милицию сдам – она рядом». Возможно, это было не самое педагогически и психологически обоснованное решение, но оно в данном случае сработало и помогло выйти из тупиковой воспитательной ситуации.
От неожиданного поворота событий истерика прекратилась, и девочка сделала несколько шагов вслед за женщиной. Мама с подругой следовали в том же направлении. Но через несколько секунд девочка, уловив неприятность ситуации, нашла четкий выход: свободной рукой взяла за руку маму и продолжала идти, держась и за незнакомую женщину, и ставшей такой родной и необходимой маму.
Пройдя в таком положении еще несколько метров, девочка освободилась от руки незнакомой тети, уселась на коляску-велосипед и спокойно поехала с мамой домой. Проблема исчерпалась окончательно.
Что демонстрирует этот эпизод? Во-первых, то, что в определенных случаях достаточно традиционные и обычно не одобряемые детской психологией методы влияния на детей вполне педагогичны, если их применять адекватно ситуации.
Во-вторых, случай подтверждает точку зрения о гибкости детской психики и поведения, во многом интуитивном характере принимаемых решений. И родителям нужно постоянно быть готовым к самым разным реакциям ребенка в казалось бы стандартных ситуациях.
В-третьих, нужно помнить, что дети – выдающиеся манипуляторы. Это качество особенно проявляется в ответ на стереотипные реакции родителей. Именно в этом случае чаще всего и проявляются осознанные или неосознанные манипуляции детей.
Поэтому родителям хочется пожелать быть вдумчивыми, творческими, гибкими по отношению к эмоциональным проявлениям, мышлению и поведению детей.
Повысить свою родительскую эффективность мамы и папы могут в результате прохождения дистанционной учебной программы «Тренинг родительской эффективности»: http://www.psycholog-help.blogspot.com/p/blog-page_6165.html
В семьях, которые уже прошли этот курс, улучшились родительско-детские отношения, взаимопонимание супругов, родители приобрели веру в возможность самим решать сложные проблемы воспитания и развития детей.
Приведу часть отзывов родителей, прошедших данную программу:
Благодарю за медитацию по возвращению «ребенка»! Я чувствую, что во мне достаточно часто не хватает именно детскости ощущений и эмоций, я уже оооочень давно ощущаю себя взрослой,
То, что сидело во мне на интуитивном уровне, теперь приобрело форму)))) безусловно, некоторые корректировки будут сделаны, в связи с большим пониманием ситуации - как раз не на уровне интуитивном "Правильно-неправильно???? А вдруг так неправильно?" теперь понимаю, что мыслю в верном направлении. Большущее спасибо!!!!
А еще из изменений в поведении ребенка: отход ко сну проходит очень мирно и по заданной программе, конфликтные ситуации разрешаются быстрее и с "меньшими потерями"... ребенок становится помощником, считаю, благодаря тому, что даю большую свободу, отступаю как бы на задний план, но не в ущерб любви к нему...
Здравствуйте, Юрий! Дела очень неплохо))) У сына чувствую взросление - больше самостоятельности, хорошо спит - вообще после наших с вами бесед, поняла, что слишком Я на этом зацикливаюсь и получается проблема, перестала на засыпания акцентировать внимание - стал быстро засыпать и спать всю ночь.
Я очень беспокоилась проблемой ознакомления ребенка с сексуальной стороной жизни, ведь в 10 лет он начал задавать неудобные вопросы о презервативах, критических днях… Интуитивно я понимала, что об этом нужно как-то говорить, а благодаря материалам курса смогла сделать это на практике. Сын, на удивление, отреагировал спокойно… А я так опасалась этого разговора!
Еще раз спасибо за материал! Буду рекомендовать его своим знакомым, у которых есть проблемы с воспитанием детей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.