|
Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.Автор статьи: Маркина Ирина Александровна
Проблемы агрессивного поведения в человеческих отношениях были и всегда будут актуальными. Во-первых – это самый быстрый и эффективный способ достижения цели, во-вторых зло порождает зло и поэтому круговорот повторяющих жестоких реакций будут подкрепляться в неокрепших умах детей и приносить массу неприятностей в воспитательном процессе. Лишь разорвав череду безрассудных поступков, подходя к воспитанию с разумной любовью, можно взрастить в ребенке человеколюбие и добрые отношения к людям. Подобная черта характера чаще всего лежит в основе патологических процессов нервно-психической сферы и чаще всего передаётся по наследству. Сталкиваясь с таким ребенком, мы сталкиваемся с проблемой в квадрате или кубе, где вся семейная система имеет искаженный характер. Благоприятным признаком является, когда ребенок перенял это черту в процессе воспитания от ближнего окружения имеющих психиатрический статус. Но как быть с детьми, в которых от человека только образ, а суть звериная? Не уж-то правы обыватели, что для детей с агрессивной натурой нужно показать кто вожак, подавив его волю страхом перед силой? И сколько человечного или зверского уничтожают те, кто использует жестокие методы? Работая в данном направлении, я часто слышу от родителей признания, что им дали совет по воспитанию своего непростого ребенка: «его ломать надо; он вам больно и вы ему должны сделать больно, чтобы он знал, что он делает больно; наказывать нужно жестко, чтоб не повадно было; нельзя быть мягким, чтоб он не думал, что вы его боитесь, он должен знать, кто здесь главный». По началу советы работают и приносят временное облегчение, но агрессивные дети часто обладают волевыми качествами, им присуще черты кризиса трех лет: строптивы, упрямы, негативистичны, используют опозицию и протест в арсенале своего поведения. Пресытившись пренебрежением своих желаний, ребенок впитавший в себя более действенные способы достижения цели, он начинает использовать эти способы против родителей, для того чтобы те считались с его потребностями и тогда родители вспоминают о последней крайности – его лечить надо, без таблеток он не будет управляем. Но перед этим они почему-то игнорировали его взывания к их человечности выражая свою беспомощность, например, таким высказыванием: «Вот я выросту и стану большим, а вы станете маленькими, я вас тоже буду наказывать». Нельзя не упомянуть и о другой крайности, когда понукание всем прихотям и позволение недопустимого поведения являются не менее опасными действиями родителей в воспитании агрессивных детей. Советы данные родителям оправданы, но использовать их надо разумно, для пользы дела. Для того чтобы повести к психиатру родители должны либо себя окончательно измотать, либо вызвать у ребенка страшные поведенческие реакции. Ко мне они попадают, как альтернатива психиатру, ведь я не поставлю на учет и таблетками пичкать не буду. Но осознание причин проблемы с их ребенком родителями признаются с трудом, через разочарование и обвинения специалистов, которые не могут, по их мнению, повернуть реки вспять и вылепить идеального детеныша в короткие сроки. Признание педагогической не компетенции родителями, одна из важных задач работы с данной проблемой, которая предполагает терпеливого и разумного участия родителя в психокоррекционной работе, меняя свой подход в воспитании своего ребенка. Работа с ребенком идет последовательно и поэтапно. На этапе выстраивания доверительного контакта сложности в том, что он часто вымещает свои подавленные негативные эмоции на психолога, по причине потери веры в людей. Он так устал от того, что его постоянно ругают и наказывают, что не верит, что может быть по другому и другой взрослый не станет оказывать на него давление. Часто первые встречи сопровождаются неадекватной агрессией и физической, и вербальной, и опозицией, и протестом к любому вашему воздействию. Перестроить закрепившее поведение удается не сразу и это зависит от множество факторов, таких как: на каком уровне базовой аффективной регуляции находится ребенок; как долго продолжается проявления агрессивных тенденций; какое интеллектуальное развитие ребенка и есть ли у ребенка психиатрическое или неврологическое заболевание; и главное какими способами укрепляется в семье агрессивное поведение. Порой подкрепление происходит не осознанно и не признается родителями и ближними родственниками. Только вселив ребенку доверие и создав безопасную среду принимая ребенка таким, какой он есть можно сдвинуться в мертвой точки и увидеть динамику в поведении ребенка. Например, агрессия уже не носит жестокий характер, не совершаются агрессивные действия в состоянии озлобленности, а носит импульсивный характер на фоне эмоционального подъёма, как стереотипное поведение. Это является положительным и наиболее важным моментом для перехода на второй этап психокоррекционной работы, когда стереотипное поведение заменяется на социально приемлемые способы проявления его агрессии. Наиболее длительный по времени и трудоёмким является завершающий этап коррекционной работы. Новые способы поведения необходимо закрепить и перенести во все сферы взаимодействия ребенка с социумом. Для родителей и воспитателей воспитывающих детей с особенностями развития необходимо помнить, как важно понимать жизненно важные потребности такого ребенка и разумно удовлетворять его желания, создав необходимые условия для снятия излишней напряженности, и внутреннего дискомфорта. Наши реакции на поведение ребенка либо подкрепляют нежелательное поведение, и более серьезную патологию в характере, либо предотвращают формирование патологического влечения и нежелательное поведение, взращивая в нем человеческий способ общения с окружающим миром. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|