Эта статья о том, что лежит в основе негативного, нежелательного поведения.
Обучаясь ABA -терапии (пркладной анализ поведения) у Юлии Эрц, я узнала нечто, что перевернуло мои представления о проблемном поведении ребенка. И не только ребенка.
Я настолько была восхищена этим, что хочу, чтобы об этом узнали все, кто работает с проблемными и не только проблемными детьми.
Оказывается, у абсолютно любого поведения есть всего 4 функции.
Получение чего-то желаемого;
Избегание чего-то нежелательного;
Привлечение внимания;
Аутостимуляция (при аутизме)
В АВА-терапии не рассматривают диагнозы. Ребенок кричит не потому что он аутист, а потому что он чего-то добивается этим криком. Или другой ребенок не потому каждый раз убегает во время занятий, что у него серьезная задержка в развитии, а потому, что он снова-таки чего-то добивается этим поведением. И если такое (негативное) поведение повторяется снова и снова, значит, мы его закрепили у этого ребенка. Он понял, что именно таким образом он добьется своего.
Типичные примеры из моей практики:
Мама жалуется, что ребенок в магазине закатывает истерики, ложится на пол, когда мама не покупает желаемый предмет. Функция - 1. Получение желаемого. Что делает мама? Покупает то, что просит ребенок, лишь бы он успокоился. Или что-то другое, но покупает. Негативное поведение закрепилось. В следующий раз, когда ребенок захотел игрушку, а ему не покупают, он снова устроит истерику.
Что делать? Не покупать, если кричит. Пусть люди смотрят, пусть осуждают. Зато в следующий раз, придя в магазин, купите ребенку игрушку еще до того, как он начал истерить. Подкрепите его хорошее поведение. Хвалите за хорошее поведение - "Ты молодец, так хорошо себя ведешь в магазине, давай я тебе куплю что ты хочешь". Но никогда не выполняйте его просьбы, которые сопровождаются криками. И скоро эти крики исчезнут, потому что мы перестали их подкреплять.
На занятии со специалистом ребенок то часто просится в туалет, то говорит что хочет спать, то (в случае неречевых детей, а так же аутистов) начинает разбрасывать карточки, скидывает все со стола, кричит, может даже укусить себя. Функция этого поведения - 2. Избегание нежелательного.Что делает часто специалист? Решает, что ребенку это задание не нравится, и убирает его. Все. Поведение закрепилось. Задание убрали. Ребенку дали конфету, чтоб не плакал. Ребенок (даже с интеллектуальными нарушениями) очень быстро понимает, что таким образом он избегает тех заданий, которые ему не нравятся. И теперь каждый раз он будет делать то же самое. Потому что это работает.
Что делать? Не убирать задания. Видите, что ему оно не нравится? Вы можете его сократить, но доделайте до конца. Если ребенок с серьезными нарушениями развития, делайте его руками, но обязательно до конца. Чтобы ребенок не осознал в какой-то момент, что криками/раскидыванием карточек он может избавиться от нелюбимых заданий или даже занятий.
Мама жалуется на то, что когда в дом приходят гости, ребенок становится неуправляемым. Он начинает носиться по всему дому, может обидеть кого-то из детей, делает пакости, обзывается. Либо другой вариант - родился младший брат/ сестра, и старшего не узнать. Не слушается, огрызается, ломает что-то и пр. Третий вариант - когда мама разговаривает по телефону, ребенок тут же начинает проситься на ручки/просит есть/раскидывает вещи. Возможная здесь функция поведения - 3. Привлечение внимания. и в первом, и во втором, и в третьем случае ребенок остается без внимания, и самое главное - получает его таким способом. И неважно, что его ругают. Он в центре внимания, на него смотрят, с ним говорят. Пусть даже ругают. Главное - не игнорируют. Поведение закрепилось. Эту функцию поведения очень часто можно увидеть в школах, когда ученики выкрикивают шуточки на весь класс, зная, что учитель наругает. Но зато они получат внимание всего класса. И это оказывается гораздо важнее, чем порицания со стороны преподавателей
Что делать?То же, что и в предыдущих случаях - не оказывать ребенку внимания, если он ведет себя неподобающим образом. Игнорировать. Но обязательно подойти к нему, обнять, поговорить с ним, если он попросит этого приемлемым способом, если он просто чем-то занят сам.
На аутостимуляции останавливаться не буду, т.к. те, кто имеет дело с аутистами, и без того знают об этом достаточно.
Очень полезно отслеживать проблематичное поведение, записывая что произошло до поведения и что - сразу после. Таким образом станет понятно, чего добивается ребенок своим поведением и как себя вести, чтобы это поведение не повторялось.
В этой статье я довольно кратко и во многом упрощенно попыталась дать свое понимание АВА-терапии. В заключение хочется сказать, что если Вы - мама особого ребенка, особенно ребенка с РАС, или специалист, занимающийся с детьми с нарушениями развития, Вы можете пройти обучение как на очных, так и на дистанционных курсах у Юлии Эрц (http://www.aba-kurs.com/distancionnye-kursy.html). Так же Вы можете обратиться в наш Центр нейрокоррекции детей и подростков (www.cndip.ru), где мы работаем по системе АВА-терапии с детьми, у которых самые разные нарушения развития и поведения. Уверяю Вас, система АВА-терапии значительно поможет Вам, во-первых, в борьбе с негативным поведением ребенка, во-вторых, в обучении ребенка самым разным навыкам - от бытовых до академических.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.