Мне как психологу приходится сталкиваться с разными семейными ситуациями. Хотелось бы сегодня отметить заикание у детей. Ну, и конечно, поговорить на эту тему.
Когда возникает заикание у детей? Частенько причиной является испуг. Испуг в садике, испуг на улице, дома, в школе. Это может быть реакция на громкий звук, крик, нападение собак, сильная боль, страх и многое другое. В основном что происходит? Во время испуга, ребенок задерживает дыхание, происходит сильный спазм , как говорят «дыхание перехватило». И потом в норме, дыхание нормализуется, но при сильном стрессе полное расслабление не наступает и ребенок начинает не правильно дышать во время разговора.
Обычно когда такое происходит, родители, конечно же, идут к невропатологу. Врач назначает успокаивающие таблеточки и конечно же полную изоляцию от раздражающих факторов. Даже сильно смеяться не советуют, как говорится исключить любые сильные эмоции. В принципе мне понятны такие рекомендации, врачу нужно получить результат, т.е. убрать симптомы, а причину , у нас к сожалению убирают единицы врачей. Для того чтобы выявить причину заикания, нужно выйти на травмирующую ситуацию, чего ну ооочень боятся родители. Им же врач сказал убрать все эмоции.
Однажды ко мне пришла клиентка с заиканием у ребенка. Она стала рассказывать, что они были уже у многих невропатологов, что все им назначают таблетки, и ничего не помогает. Я рассказала, что главное - это причина, что привело ребенка к такому травмирующему состоянию, и почему он никак не может отпустить этот страх. Я заметила, что ребенок разговаривал шёпотом, мама сказала, что это они его научили, чтобы сыну было легче говорить. Но ведь его никто не слышал! Мама перестала водить ребенка в садик, в развлекательные центры, в кино, на аттракционы, исключены были так же возбуждающие мультфильмы. В общем, были созданы все условия, чтобы ребенок не грустил, не пугался, не радовался. Я объяснила маме, что я так не работаю, я должна буду помочь ребенку справится с испугом, т.е пережить травмирующую ситуацию снова и найти конструктивный выход. Будь то злость, и накричать на обидчика, будь то проявление силы и ударить или оттолкнуть, например нападавшую собаку. Я видела, как расширялись глаза мамы, она явно не была готова к такому повороту. Она вообще сказала, что мы вслух при ребенке не произносим слово «заикание». Я поняла, что мама всеми силами помогает ребенку усиливать страх.
К сожалению с такими семьями мне приходиться сталкиваться часто. Одна моя знакомая рассказала, что ее дочь начала заикаться на громкий звук в детском саду. Я ей посоветовала, чтобы она поиграла дома с ней в садик, со всеми героями, которые ее пугают. Пусть она скажет, что именно ее так напрягает. Может этот звук напоминает ей о криках дома межу родителями, или может она «рисует» себе продолжение крика, например удар. Я видела, что знакомая меня совсем не слушала, ей было не интересно, что думает психолог, важно было то, что сказал врач. А врач сказал, что я уже описывала раннее, исключение всех раздражающих факторов. В результате заикание у ребенка так полностью и не прошло.
В большинстве случаев такие рекомендации врачей приводят к улучшению, но временному. Когда ребенок снова сталкивается с прежней ситуацией, которая заставила его сильно испугаться, он снова начинает заикаться. И снова родители бегут к врачу. И снова та же картина.
Такая ситуация это проявление той же гиперопеки. Мама все делает для того чтобы ребенок не столкнулся с травмирующей ситуацией. А он все равно столкнётся, не сейчас, потом. И как он будет справляться с ней уже другой вопрос, он может направить свои эмоции на себя, например, появится головная боль, или ночные кошмары, или энурез, что часто встречается или навязчивые состояния (невроз). Или может вообще уйти от реальности, например компьютерная зависимость.
Поэтому, хочется отметить, что если родители хотят помочь ребенку стать уверенным в себе, смелым и здоровым, они должны научить ребенка справляться с трудными ситуациями, а не уходить и прятаться от них. Не думайте, что нанесете еще больший вред ребенку, больший вред, это когда ребенок чувствует себя слабым и беззащитным в этом большом и незнакомом мире.
Хотелось бы дать немного рекомендаций , которые могут помочь справиться с заиканием:
1. Дыхательные упражнения. В спокойном состоянии делать 5 вдохов и 5 выдохов. Потом на выдохе произносить звук, например «А». И как дольше нужно его протянуть, как бы пропеть. Потом можно менять звуки на «О», «И», «У» и т.д. Затем на вдохе произносить , например «А», а на выдохе «О». И не спешить, спокойно и медленно. Эти упражнения хорошо расслабляют и успокаивают .
2. Пение. Петь везде и часто. Можно устраивать дни караоке или ходить в караоке-бар. Петь громкие песни, быстрые и медленные, тихие и спокойные. Во время пения тренируется дыхательная система.
3. Говорить скороговорки. Обычно они говорятся на выдохе, также своеобразная тренировка.
4. Выявить причину испуга и проиграть разные варианты его конца. Например, девочка испугалась, когда воспитательница кричала на другого мальчика. Она представила себя на его месте, и ей стало страшно, девочка не знает, как в такой ситуации поступать. Можно выбрать из различных фигурок, например, из под киндер сюрприза, персонажей , относящихся к травмирующей ситуации, и проиграть, так как это было по-настоящему. А затем, предложить, или попросить ребенка самому, придумать различные варианты этого сюжета. Например, если бы на девочку кричал воспитатель, чтобы она ей сказала, или знает ли она, что у нее есть родители, которые ее всегда защитят, а значит можно им рассказать и родители сами разберутся с воспитательницей. Вариантов может быть много, главное, чтобы ребенку он нравился и подходил, а главное , чтобы он им воспользовался.
Если заикание все-таки не уходит, лучше обратиться к психологу, возможно проблема глубже, чем ее понимает сам ребенок.
Алексеенко Лилия, детский психолог