ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач (из википедии).
За счет эмоционального интеллекта можно многого достичь в жизни, даже имея невысокие или средние показатели умственного развития.
Ребенок учится распознавать свои эмоции через родителей. Сначала он что-то такое внутри себя испытывает. Это отражается в мимике, невербалике, поведении. Родители замечают эти сигналы, расшифровывывают, называют вслух вещи своими именами и ребенок запоминает эту связку слово-ошущение-эмоция-поведение.
Вроде бы все элементарно до чертиков. Но "дьявол в деталях" - многие взрослые не умеют расшифровать эмоции ребенка. Т.е. сигналы видят, слышат, чувствуют - ведь сложно не заметить орущего ребенка. Но понять, какую информацию несет этот сигнал (злость, обида, страх, беспомощность, внимание....) - не могут.
Это связано с тем, что способность распознавать эмоции и тонкие оттенки чувств других людей напрямую зависит от умения различать свои собственные эмоции и оттенки настроения.
А у большинства из нас с вами как было в детстве:
"Злиться - плохо"
"плакать - нельзя"
"распускать нюни - стыдно"
"громко радоватья - неприлично"
Да и вообще, лучше сидеть в уголочке тихо-смирно, чтобы никому не мешать и не вызывать ропота неодобрения.
Многие из нас, взрослых, потеряли контакт со своими эмоциями, желаниями, в целом со своим телом. Мы привыкли считать, что отрицательные эмоции - это плохо. Мы научены их избегать, подавлять, всячески скрывать и никому не показывать.
Но теперь времена изменились. Накопилось больше информации о роли и пользе эмоций в жизни человека, в том числе отрицательных. И наши дети своим естественным поведением - легкой радостью и горькими слезами - заставляют нас учиться вместе с ними тому, чему мы не научились в своем детстве.
Только научившись распознавать свои собственные эмоции, мы сможем научить этому своих детей, и обеспечим им залог уверенного и счастливого будущего, которым они будут распоряжаться по своему усмотрению.
Чтобы не быть голословной, я подготовила для вас информацию о значении самых распространенных эмоций и чувств - ЗЛОСТИ, ГРУСТИ, СТРАХЕ, ОТВРАЩЕНИИ, РАДОСТИ, ВИНЕ, СТЫДЕ, ОБИДЕ, РАЗОЧАРОВАНИИ, РАСТЕРЯННОСТИ, ФОБИЯХ.
Расскажу о них в следующей публикации. Следите за обновлениями!
А прямо сейчас можете выполнить небольшое практическое задание на распознавание эмоций:
В приведенной ниже таблице я собрала для вас слова, которые описывают разные эмоции, оттенки чувств и настроения. Прочитайте каждое слово. Прислушайтесь, как оно отзывается у вас в теле? Какие воспоминания у вас возникают в связи с этим словом? Чувствуете ли вы вообще хоть что-то, читая это слово?
Это прекрасное задание для развития собственного эмоционального интеллекта, благодаря которому вам станет легче заметить их проявления у ребенка, чтобы лучше понять его и установить теплый душевный эмоциональный контакт.
P.S. Если эмоциональная сфера для вас "темный лес", и вы испытываете сложности в общении с ребенком, то приглашаю вас на 6-недельный онлайн курс для родителей "Помогаю себе - понимаю ребенка". Присоединяйтесь!
-
С любовью к своему Делу и заботой о Вас,
Анна Колесова
психолог-консультант, онлайн консультант
(Спб, скайп, whatsapp)