|
Ребенок выбирает плохое поведение для достижения своей цели.Автор статьи: Василакий Ирина Родионовна
Основной целью для ребенка является его принадлежность к референтной группе.
Ребенок выбирает плохое поведение для достижения своей цели. Как повлиять на это «плохое» поведение? Распознать цель, которую хочет достичь ребенок для удовлетворения своей потребности. Если удастся распознать цели этого плохого поведения, услышать своего ребенка, вместе сформировать новый опыт реагирования, переориентировать на полезные формы выражения своих потребностей, то мы вместе придем к успеху. Начинает ребенок всегда с привлечения внимания к себе. Всеми способами он пытается обратить на себя внимание. Нам знакомы такие поведенческие проявления, например: - малыш истерит, кричит, плачет; - хватает за руки, заглядывает в глаза, «мамкает», тянет, дергает, призывает; - ученик намеренно говорит громче, роняет предметы, бросается бумажками, может уйти без разрешения с урока; - подросток вызывающе разговаривает, хамит, не соглашается, огрызается Если это не приводит к достижению своей цели привлечь внимание, то демонстрируется собственная власть, например: - я здесь главный, всё будет так, как я сказал; - я командую, я добьюсь своего, а для этого нарушаю ваши правила; Если и этот способ не приводит к достижению своей собственной цели, то ребенок начинает мстить. Мстит ребенок за то, что
Приведу пример подобного поведения из своей практической работы, где можно проследить эти три фазы развития деструктивного поведения. Мальчик 12 лет прячет родительские телефоны, зарядные устройства и при этом говорит: «Это не я». Это месть родителям за то, что они заняты своими взрослыми делами и на время предразводного периода не обращают на него внимания. Родители делят имущество и детей. Цель такого поведения в том, чтобы стать значимым для родителей, чтобы родители обратили на него внимание и прислушались к его мнению: "Я с вами. Я ваш. Я принадлежу семье. Я разделяю проблемы семьи." Семья – референтная группа. Ребенку необходимо чувствовать свою значимость в семье, принадлежать своей семье, получать эмоциональный и телесный контакт от родителей. В начале ребенок своим поведением пытался привлечь внимание к себе. Родители вспомнили, что он стал приносить из школы низкие отметки и каждый раз подходил то к маме, то к папе с просьбой помочь ему. Он стал болеть, но при этом капризничал и не хотел оставаться один дома. Однажды, придя домой, он увидел, что его вещи заняли другое место, так как родители разделили квартиру на две части. После этого он стукнул одноклассника за то, что тот взял без разрешения у него ручку. Мама: «У меня совсем не было времени из-за того, что его отец не хотел идти на компромисс при разводе, хотел всё сделать по своему. Это был трудный период в нашей семейной жизни. А он, ребенок, как будто всё делал мне на зло!» Далее следовала вторая фаза плохого поведения – власть. Мама: «Он перестал слушаться. Я просила сходить в магазин, а он соглашался, но не шел. Стал всё делать по своему. Если раньше чистил вечером зубы и ложился спать, то сейчас отказался чистить зубы, убирать постель, одевать чистую рубашку. Если раньше он был послушным и покладистым, то всё перевернулось с ног на голову». Ребенок принял решение установить свои правила, стать главным в доме. Мама: «Его отец хотел, чтобы ребенок после развода жил с ним, а младший со мной. Из-за этого мы ссорились и ругались, так как я не соглашалась на это. Мнение ребенка никто не спрашивал и тогда он начал мстить. Месть – это следующая фаза плохого поведения. Когда ребенку и этим не удается достичь своей цели, то он становится безразличным и равнодушным ко всему: «Бессмысленно, что-то делать, потому что я потерплю неудачу». И на этом этапе сложнее всего изменить ситуацию к лучшему. Важно понимать потребность ребенка и помочь ему удовлетворить её. Важно понимать, что ребенок интуитивно выбирает плохое поведение, чтобы удовлетворить свою потребность. Каждому из нас важно, чтобы с нами считались, чтобы наши действия были полезными, это заложено в нас природой. Мы социальные существа и потребность принадлежать своей социальной группе в нас заложена тоже. Если ребенок не является эффективным значимым и полезным, уважаемым, то он найдет другую референтную группу, где он будет значимым, эффективным и уважаемым. Руководствуясь этой потребностью, ребята выбирают плохое поведение.
Статьи на любой вкус. Подпишись и читай. Мои книги в электронном и печатном варианте. Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|