|
Что делать, если ребенок не говорит?Автор статьи: Ульянова Анастасия Игоревна
Вопрос нейропсихологу: "Что делать, если ребенок не говорит?" Неговорящих детей становится все больше. Характер нарушения речевой деятельности очень разнообразен, но вне зависимости от причины отсутствия речи у ребенка, работа по развитию речи специалистами и родителями на первых этапах будет иметь схожий характер. Важно развивать все психические функции, а не только речь Нейропсихологам, то есть специалистам, которые изучают, каким образом отделы мозга обеспечивают работу высших психических функций, таких как мышление, речь, память, внимание, восприятие, сфера произвольных движений, точно известно, что развивать только речь - большая ошибка родителей неговорящего ребенка. На первом этапе важно не столько уделить внимание речи, сколько сформировать фундамент, необходимый для речи. Движение – основа для речи Развитие психофизиологической основы речевой деятельности невозможно отделить от двигательного развития. Центры головного мозга, отвечающие за движения, находятся рядом с центрами, отвечающими за речь, и поэтому они тесно связаны между собой. В современном мире двигательной активности у детей становится все меньше и меньше. Сейчас дети все больше сидят у экранов гаджетов и совсем мало двигаются. Постарайтесь обеспечить неговорящему ребенку больше движения. Это может быть физическая нагрузка в формате посещения каких-либо спортивных секций, детский фитнес, а может даже простая зарядка по утрам. Не забываете, что движение ведет за собой речь. А теперь давайте вспомним наши школьные годы. Ведь раньше дети обходились без занятий с нейропсихологом, а почему? Во многом этому способствовало то, что у нас были дворовые игры: «догонялки», «казаки-разбойники», «классики», «резиночки», которые не только приносили массу удовольствия, а еще и развивали наши двигательные и пространственные функции и в свою очередь речь. Работа с нейропсихологом Для выяснения причины запаздывания развития речи нейропсихологу необходимо знать, как проходило двигательное развитие с самого рождения ребенка, не пропускал ли ребенок какой-либо важный этап, например, ползанье. На каждом таком этапе созревают определенные структуры мозга. Если ребенок пропустил какой-то из них, или была нарушена очередность порядка становления двигательной функции, например, малыш сначала пошел, а только потом начал ползать - это значит, что важный этап развития и созревания определенных структур мозга, в том числе и речевых, пропущен или нарушен. В этом случае родителям не стоит отчаиваться. Грамотный специалист-нейропсихолог может диагностировать такие нарушения и назначить коррекционный курс занятий, который будет наиболее эффективен для конкретного случая. Например, в нейропсихологии детского возраста есть специальный метод двигательной коррекции – «метод замещающего онтогенеза». С ребенком выполняются специальные двигательные упражнения, направленные на активацию и стимуляцию работы головного мозга и восполнение пропущенных процессов в младенчестве. Важно создать для ребенка такую среду, в которой речь была бы ему нужна Развитие речи требует значительных усилий от ребенка. И поэтому часто причина, по которой ребенок не говорит, банально заключается в том, что родители, чаще всего мама, сами создают такую среду, где речь ему просто не нужна, и у ребенка нет никакой мотивации прикладывать усилия для ее развития. Давайте вспомним распространенные примеры: ребенок может показать пальцем, может помычать, может расплакаться - и вот, мама уже поняла, что нужно ее малышу и тут же выполняет все его желания. Действительно, зачем же говорить, если тебя и так понимают без слов? Родителям можно порекомендовать использовать «метод провокации», с помощью которого они будут «вызывать речь» у своего ребенка. Приведу пример: дайте ребенку выбор: «Скажи, тебе дать это или это?». Когда ребенок просит Вас что-то ему дать (игрушку, конфету и т.п.), обязательно попросите его назвать то, что он хочет, а не просто ограничиться указательным жестом. Так и говорите ребенку, что не понимаете, чего он хочет: «Назови, я не понимаю». Также сверхконтроль и гиперопека со стороны мамы ограничивают развитие таких важных функций головного мозга, как регуляция и произвольность. Не стоит также забывать и про коммуникативную функцию речи. Социальная среда, общение ребенка с группой сверстников необходимы для неговорящих детей. Необходим комплексный подход к решению проблемы Сейчас детям предлагается новый, получивший широкое распространения метод «запуск речи», который заключается в комплексном подходе к ребенку разными специалистами. Он направлен на развитие всех высших психических функций. Занимаясь в рамках такого метода, ребенок получает помощь разных специалистов, таких как логопед, нейропсихолог, невролог, дефектолог. Проводятся занятия по развитию мелкой и крупной моторики, подключаются всевозможные аппаратные методы (такие как, Баламетрикс, БОС, Тимокко и многие другие), занятия проходят не только в индивидуальной, но и групповой форме. Подводя итоги Мозг - сложный механизм, единая система и важно развивать все ее звенья. Развивая мозг с помощью комплексного подхода, специалисты осуществляют перестройку этой системы. Только за счет грамотного всестороннего подхода специалисты и родители могут осуществить коррекционное воздействие на какую-то отдельную функцию мозга – речь, в нашем случае. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|