|
Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.Автор статьи: Дегтярева Мария Ивановна
Телевизионные истории. В поисках истины. Вот уже не один год на просторах рунета идут бои между сторонниками телевизионного и бестелевизионного детства. Так случилось, что и мою семью этот вопрос стороной не обошел. Главным вопросом «телевизионной эпопеи» являлось: Можно ли нужно ли показывать ребенку телевизионные передачи, мультики (развлекающие и развивающие), и телевидение фоном? Когда это можно делать? В попытках составить объективное мнение о данном вопросе, я столкнулась с неожиданной проблемой: дискуссии в рунете есть, а исследований - нет. Нет общедоступных публикации российских исследований физиологов, нейропсихологов, психиатров о том, каким образом влияет просмотр масс-медиа-фильмовпередачмультфильмов на детский мозг. Меня как раз интересовал физиологический аспект детского восприятия телевизионной картинки (а именно: конкретные эксперименты). Рунет пестрит в основном морализаторскими постами, причем с обеих сторон баррикад. Материала нашлось не много. В основном – из зарубежных источников. По структуре статья представляет собой выдержки из источников с конкретными экспериментами или официальными авторитетными заявлениями, разбитыми по категориям. Категории: Влияние на развитие познавательных функций: восприятие, мышление, речь и память, внимание. Влияние на глаза. А так же возрастные ограничения к показу теле-продукции. В статье использованы материалы:
О детском восприятии Только за первые 12 месяцев жизни детский мозг увеличивается в 3 раза по весу. Самый интенсивный период развития мозга происходит с рождения до 3 лет. Стимулы, которые дети испытывают в этот период, оказывают глубокое влияние на развитие мозга (Американская Академия Педиатрии, далее ААП). Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад), которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой головного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров. Однако смотреть на предмет и строить образ предмета это большая разница. Мозг взрослого способен к такой синтезации на основе огромного опыта. Опыт младенца минимален, синтезировать там еще пока что нечего. Т.е. получается, что младенец видит набор непрерывно сменяющихся пятен. Сомнительное развивающее занятие. Для построения полноценного образа маленькому ребёнку нужна работа самых различных сенсорных систем, что невозможно при телепросмотре. Для ребенка 3-12 месяцев демонстрируемый видеоряд остаётся набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что, конечно же, не только не способствует, но и препятствует его развитию восприятия (Смирнова Е.О.) ААП приводят наглядный пример с искажением процесса восприятия: Представьте себе мяч в реальной жизни и мяч по телевизору. Младенцы развивают 3-мерное представление. Мир кино существует в 2-х измерениях, так что мяч просто плоский, закрашенный кружок. Если вы бросили мяч, то он, замедляясь, постепенно останавливается. То же действие по телевизору разбивается - вы видите мяч, который кидают, и следующая картинка – мяч уже в состоянии покоя. Если ваш ребенок хочет схватить мяч в реальной жизни, он наклоняется к нему, держит его, или ползает возле. Материал, на экране просто исчезает. Вы никогда не сможете прикоснуться к нему. Младенцы могут смотреть на яркие цвета и движения на экране, но их мозг не в состоянии понимать смысла и значения всех этих странных картин. Потребуется 2 полных года, чтобы детский мозг развился до того момента, когда символы (точки) на экране станут ассоциироваться с реальными предметами в мире.
Функции Внимания ААП утверждает, что согласно их исследованиям, дети, которые много смотрят телевизор, в большинстве случаев имеют проблемы с концентрацией внимания к 7 годам, поскольку все то, что показывают по телевизору, всегда интересно и нет необходимости делать что-то утомительное. В 1970 г. Герберт Э. Кругмен исследовал, какие изменения происходят в ЭЭГ, когда испытуемый от чтения переходит к телепросмотру. Выяснилось, что при телепросмотре наступает так называемое «альфа-состояние». Преобладание альфа-частот исследователи единодушно расценивают как признак снижения визуального внимания ( альфа-частоты – это частоты сна). При гипнозе ЭЭГ обнаруживает совершенно те же симптомы, что и при телепросмотре (Райнер Пацлаф «Застывший взгляд»). Сотрудники Виргинского университета (США) под руководством профессора психологии Анджелины Лиллард разделили 60 детей в возрасте четырех лет на три группы. В первой группе дети смотрели мультфильм с быстро двигающимися картинками, во второй – образовательные мультфильмы для дошкольников, а в третьей рисовали маркерами и мелками. Сразу после этого они выполняли разнообразные тесты для оценки внимания, способности решения задач, памяти и других навыков. Хуже всего с заданиями справились малыши из первой группы: всего 15% детей выполнили тесты правильно, тогда как в группе рисования – 70%. Исследование имеет определенные ограничения, в первую очередь – небольшое количество участников. Однако, по словам профессора Лиллард, полученные результаты говорят сами за себя. Быстрая смена событий на экране стимулирует ощущения, в то время как зоны мозга, отвечающие за память и внимание, угнетены. Когда ребенок видит героя, который переключается от одного занятия к другому намного быстрее, чем это происходит в реальной жизни, возникает неврологическое истощение, а способность к концентрации подавляется (там же).
Память, Мышление и Речь Известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер десятилетиями изучали воздействие телевидения на детей, и каждый раз, за редкими исключениями, были вынуждены констатировать, что телевидение негативно сказывается на способности к игре, на школьной успеваемости, чтении и развитии речи. Они пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни» (из книги «Застывший взгляд). Достаточное количество данных свидетельствует о том, что просмотр телевизора до 2-х лет оказывает негативное воздействие на развитие детской речи, навыки чтения и кратковременную память. В 2005 году ААП сделала предположение о влиянии просмотра телевидения на нерегулярность графиков сна у детей до 3 лет. Связи были обнаружены, однако ААП заявила о необходимости дальнейшего изучения проблемы (ААП). О телевизоре «фоном»: Исследования, которые изучали 12-, 24- и 36-месячных обнаружили, что фон-телевидение не только сократило срок времени, которое ребенок играл, но также, что он сократил концентрацию внимания ребенка во время игры. Хотя большинство исследований было выполнено на подростках, результаты исследований показывают, что фоновые СМИ могут помешать когнитивным процессам, памяти, и пониманию прочитанного.
Влияние на глаза. Довольно популярная тема в последние года: телевидение, гаджеты отрицательно влияют на глаза ребенка. Мышцы глаза ребенка перенапрягаются, поскольку долгое время сфокусированы в одной плоскости. Вот что говорит об это Смирнова О.Е. В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению». Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению как глаза, так и нервной системы, и как итог, к ухудшению зрения. Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки. В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 60 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза. При формировании непрерывного изображения используется не столько инерционное свойство глаза, сколько инерционное свойство сознания - мозг синтезирует непрерывное изображение из отрывочных кадров. Это приводит к перегрузке нервой системы, которая, благодаря обратным связям между мозгом и глазом, негативно сказывается на зрении.
Когда включать? Если обратиться к официальным источникам, аккуратно спрятавшимися за ширмой бизнес-индустрии детского развития, то окажется, что:
Просмотр мультиков для маленьких детей (после трех лет) должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами(Смирнова О.Е.). Автор текста Мария Дегтярева Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|