Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи

Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. В большинстве случаев, к сожалению, логопед работает с ребенком без помощи психолога, а не редко берет на себя часть функций психолога. Это и консультирование родителей по поводу их ожиданий относительно не только речевой патологии их ребенка, но и развития и воспитания ребенка; и преодоление речевых барьеров у ребенка, снятия у него тревожности, замкнутости, неуверенности в собственных силах. Однако, своевременная психологическая помощь именно родителям ребенка с речевой патологией помогла бы решить достаточно большое количество проблем и конфликтов.

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи включает в себя следующие направления:

  1. консультирование родителей по проблемам развития и воспитания ребенка, психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка с нарушением речи;
  2. собственно психологическое консультирование родителей по их личностным проблемам;
  3. повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
  4. обучение родителей приемам психологической помощи ребенку с общим недоразвитием речи.

В свою очередь психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОНР включает в себя этапы:

  1. Диагностический этап, цель которого состоит в изучении семейных и детско-родительских взаимоотношений.
  2. Этап принятия. На данном этапе психолог помогает гармонизировать отношения «родитель – ребенок» путем помощи родителю в принятии своего ребенка.
  3. Коррекционный этап, целью которого является обучение родителей приемам психологической коррекции в зависимости от возраста и речевой патологии их ребенка.
  4. Этап поддержки. На этом этапе родители могут обратиться к психологу за помощью по любому волнующему их вопросу связанному с развитием и воспитанием их ребенка.

Диагностика семейных взаимоотношений занимает важное место при работе с семьей. Одним из методов диагностики семейного воспитания и семейного взаимоотношений является беседа. Наряду со сбором анамнестических сведений беседа с родителями предполагает следующие вопросы.

  1. Какова была реакция семьи, когда обнаружилось, что у ребенка есть проблемы в речевом развитии?
  2. Являются ли нарушения речи у ребенка причиной отказа от привычных занятий в Вашей семье, изменения взаимоотношений членов семьи? (Если да, то, каких?)
  3. Назовите наибольшие трудности, обусловленные нарушениями речи у ребенка.
  4. Кто, в основном, занимается воспитанием ребенка?
  5. Есть между членами семьи разногласия в требованиях к ребенку? Его речи?
  6. Каковы Ваши ожидания в отношении преодолении речевого нарушения?
  7. Каковы Ваши ожидания в отношении будущего Вашего ребенка?

Помимо беседы с родителями, мы предлагаем методики, проводимые как с ребенком, так и с его родителями для получения полной информации о взаимоотношениях детей и родителей, к числу которых относятся рисуночные тесты «Моя семья» и «Три дерева», тест «Семейная социограмма». Данные тесты предлагается провести как с родителями, так и с ребенком; для диагностики стиля семейного воспитания мы предлагаем проведение методики Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейного воспитания».

Проблемы, решаемые на этапе принятия, являются сходными для всех детей с речевой патологией. Практически все родители детей с нарушениями речи испытывают сходные трудности, а именно: поведение и личные проявления ребенка не оправдывают ожидания родителей, родители испытывают раздражение, вину, обиду, неудовлетворенность, стыд за своего ребенка и непринятие его. Одной из целей начального этапа психологической помощи родителям является гармонизация детско-родительских отношений. Необходимое условие оптимизации и гармонизации отношений состоит в принятии родителями своего ребенка. Одной из техник работы с родителями по принятию собственного ребенка может служить техника «Рыбки в аквариуме». Психолог рисует аквариум с рыбками и рассказывает, что рыбки символизируют отношения «родитель – ребенок» и для поддержания их жизни необходимо соблюдение трех условий: «контакт глаз», «тактильный контакт» и «время, проведенное с ребенком». «Контакт глаз»: если родитель не полностью принимает своего ребенка, то ему трудно посмотреть ему в глаза. Срабатывает чувство вины «Я не могу принять своего ребенка таким, какой он есть!». При контакте глаз родитель «не может соврать», отвести глаза – начинается постепенное принятие ребенка. Еще важный момент контакта глаз заключается в метафорическом смысле глаз как зеркала души. С одной стороны родитель заглядывает в душу ребенка, а с другой – открывает ему свою душу. Смысл «тактильного контакта» заключается в возможности почувствовать тепло своего ребенка и передать ему такое же тепло, а вместе с ним и чувство безопасности и защищенности. Потребность в безопасности является базовой для детей, и обнимая своего ребенка, родитель дает ему посыл, что он не один в этом мире. «Время, проведенное с ребенком» - это время только для родителя и ребенка. В это время нельзя отвлекаться на разговоры с другими людьми и дела, какими бы важными они не казались. Родители должны выбрать время таким образом, чтобы «помех для общения» было как можно меньше. Мы советовали в это время заняться теми делами, которые интересны и значимы для ребенка: это может быть игра, общение, прогулка, совместное чтение и т.д. Не стоит в это время устраивать шопинг для мамы – ребенок только устанет и не получит от этого удовольствия.

Во время этапа принятия мы также устраивали с родителями «группы встреч», на которых они могли рассказать о своих проблемах, связанных с развитием и воспитанием ребенка, чувствах, страхах и опасениях. Подобные группы встреч помогают родителям преодолеть многие барьеры и стереотипы в отношении к своему ребенку; в то же время они являются и местом обмена опыта родителей.

Коррекционный этап может начинаться параллельно с этапом принятия. В рамках встреч с родителями необходимо проведение цикла бесед, в процессе которых психолог рассказывает об особенностях когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы. Во время коррекционного этапа психолог обучает родителей приемам психологической коррекции. Мы предлагали родителям самим проиграть игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. В последствие на следующей группе встреч мы просили рассказывать не только о том, как им удалось внедрить коррекционный опыт в повседневное общение с их ребенком, но и поделиться своими наработками, модификациями игр и упражнений. Подобным образом происходило обучение родителей играм, направленным на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сфер.

     На этапе поддержки психолог оказывает консультативную помощь родителям. Поддержка заключается в психологической проработке страхов родителей, повышением их родительской компетенции, повышению уверенности в себе. 

 



Просмотров: 652
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Как не доконать своего ребенка во время ЕГЭ
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • Развитие речи ребенка
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Как выбрать систему воспитания для своего ребенка?
  • Могу ли я вновь полюбить своего ребенка? (Родителям подростков)
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь