|
Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речиАвтор статьи: Колосова Татьяна Александровна
Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. В большинстве случаев, к сожалению, логопед работает с ребенком без помощи психолога, а не редко берет на себя часть функций психолога. Это и консультирование родителей по поводу их ожиданий относительно не только речевой патологии их ребенка, но и развития и воспитания ребенка; и преодоление речевых барьеров у ребенка, снятия у него тревожности, замкнутости, неуверенности в собственных силах. Однако, своевременная психологическая помощь именно родителям ребенка с речевой патологией помогла бы решить достаточно большое количество проблем и конфликтов. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи включает в себя следующие направления:
В свою очередь психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОНР включает в себя этапы:
Диагностика семейных взаимоотношений занимает важное место при работе с семьей. Одним из методов диагностики семейного воспитания и семейного взаимоотношений является беседа. Наряду со сбором анамнестических сведений беседа с родителями предполагает следующие вопросы.
Помимо беседы с родителями, мы предлагаем методики, проводимые как с ребенком, так и с его родителями для получения полной информации о взаимоотношениях детей и родителей, к числу которых относятся рисуночные тесты «Моя семья» и «Три дерева», тест «Семейная социограмма». Данные тесты предлагается провести как с родителями, так и с ребенком; для диагностики стиля семейного воспитания мы предлагаем проведение методики Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейного воспитания». Проблемы, решаемые на этапе принятия, являются сходными для всех детей с речевой патологией. Практически все родители детей с нарушениями речи испытывают сходные трудности, а именно: поведение и личные проявления ребенка не оправдывают ожидания родителей, родители испытывают раздражение, вину, обиду, неудовлетворенность, стыд за своего ребенка и непринятие его. Одной из целей начального этапа психологической помощи родителям является гармонизация детско-родительских отношений. Необходимое условие оптимизации и гармонизации отношений состоит в принятии родителями своего ребенка. Одной из техник работы с родителями по принятию собственного ребенка может служить техника «Рыбки в аквариуме». Психолог рисует аквариум с рыбками и рассказывает, что рыбки символизируют отношения «родитель – ребенок» и для поддержания их жизни необходимо соблюдение трех условий: «контакт глаз», «тактильный контакт» и «время, проведенное с ребенком». «Контакт глаз»: если родитель не полностью принимает своего ребенка, то ему трудно посмотреть ему в глаза. Срабатывает чувство вины «Я не могу принять своего ребенка таким, какой он есть!». При контакте глаз родитель «не может соврать», отвести глаза – начинается постепенное принятие ребенка. Еще важный момент контакта глаз заключается в метафорическом смысле глаз как зеркала души. С одной стороны родитель заглядывает в душу ребенка, а с другой – открывает ему свою душу. Смысл «тактильного контакта» заключается в возможности почувствовать тепло своего ребенка и передать ему такое же тепло, а вместе с ним и чувство безопасности и защищенности. Потребность в безопасности является базовой для детей, и обнимая своего ребенка, родитель дает ему посыл, что он не один в этом мире. «Время, проведенное с ребенком» - это время только для родителя и ребенка. В это время нельзя отвлекаться на разговоры с другими людьми и дела, какими бы важными они не казались. Родители должны выбрать время таким образом, чтобы «помех для общения» было как можно меньше. Мы советовали в это время заняться теми делами, которые интересны и значимы для ребенка: это может быть игра, общение, прогулка, совместное чтение и т.д. Не стоит в это время устраивать шопинг для мамы – ребенок только устанет и не получит от этого удовольствия. Во время этапа принятия мы также устраивали с родителями «группы встреч», на которых они могли рассказать о своих проблемах, связанных с развитием и воспитанием ребенка, чувствах, страхах и опасениях. Подобные группы встреч помогают родителям преодолеть многие барьеры и стереотипы в отношении к своему ребенку; в то же время они являются и местом обмена опыта родителей. Коррекционный этап может начинаться параллельно с этапом принятия. В рамках встреч с родителями необходимо проведение цикла бесед, в процессе которых психолог рассказывает об особенностях когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы. Во время коррекционного этапа психолог обучает родителей приемам психологической коррекции. Мы предлагали родителям самим проиграть игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. В последствие на следующей группе встреч мы просили рассказывать не только о том, как им удалось внедрить коррекционный опыт в повседневное общение с их ребенком, но и поделиться своими наработками, модификациями игр и упражнений. Подобным образом происходило обучение родителей играм, направленным на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сфер. На этапе поддержки психолог оказывает консультативную помощь родителям. Поддержка заключается в психологической проработке страхов родителей, повышением их родительской компетенции, повышению уверенности в себе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|