Развитие речи ребенка

 

Развитие речи ребенка

Почти всех родителей волнует вопрос развития речи их детей.

Возможно, это связано с тем, что существует мнение - речь и умственные способности взаимосвязаны.

А какому родителю не хочется, чтобы малыш рос здоровым и умненьким?

Для того, чтобы понимать, есть ли в развитии речи задержка, нам нужно знать, что есть норма.

- В 6-7 месяцев ребенок должен начать лепетать.

- В год это примерно пять слов из области «мама», «папа», «баба», «биби».

- Когда малышу исполняется два годика, в развитии его речи происходит большой скачок. К этому времени клетки головного мозга уже в достаточной мере развиты и речевой аппарат готов к тому, чтобы малыш активно выражал себя с помощью слов.

Но иногда случается так, что у малыша развитие речи запаздывает.
Когда родителям нужно начать беспокоится и предпринимать особые меры?

  • Если у ребенка старше двух лет в словарном запасе меньше 20 слов.
  • Если половину слов, которые произносит ребенок, вы и окружающие не понимаете.
  • Если малыш не играет с другими детьми (не вступает в коммуникацию).
  • Если вы подозреваете, что ребенок плохо слышит.
  • Если ребенок не называет членов своей семьи.
  • Если ребенок не выполняет элементарных заданий от взрослого: «возьми ложку», «открой ротик», «принеси книжку».

Если у вашего малыша присутствует какой-то из вышеприведенных признаков, то, обратившись к доктору, нужно проверить слух ребенка. Так как нарушение слуха, например, после отита, может значительно тормозить развитие речи.

Обычно задержку речевого развития (ЗРР) ставят в возрасте 3-4 лет, сложность в том, что упущено много времени. Поэтому предлагаю усилено заниматься с ребенком с раннего периода. С самого рождения при общении с ребенком комментируйте каждое свое действие (по мере возможности).

Мы не будем здесь перечислять возможные причины задержки речевого развития (беременность, роды, образ жизни и даже пол), а лучше поговорим о том, что делать, чтобы речь у ребенка развивалась хорошо.

Это, конечно, «Наши пальчики». Как известно, в головном мозге центр речи и центр мелкой моторики находятся совсем рядом и даже взаимосвязаны. Развивая у малыша мелкую моторику, мы способствуем развитию речи, мы его стимулируем. Считается, что среди левшей больше деток с ЗРР. Возможно, это потому, что в головном мозге существует перекрест и левая рука стимулирует правое полушарие, а правая - левое, где и находится речевой центр.

Делать массаж ручек можно начинать уже со второго месяца, через день. Выберите удобное время (например, перед кормлением) и начните мягко поглаживать и разминать каждый пальчик. Где-то с трехмесячного возраста можно использовать для разминки специальные мячики. Разнообразие тактильных ощущений – это как раз то, что нужно. В 2-3 года для развития моторики используются различные кубики, мозаики, конструкторы, пазлы, рисование и лепка.

Также развивайте ребенку зрительное внимание. Играйте в игру на исчезновение какой -либо игрушки «Что пропало?». Например, ставите три разные игрушки, малыш отворачивается, а вы прячете один предмет – ребенок угадывает, потом прячет малыш, а вы отгадываете. Обязательное условие: ребенку должно быть интересно. Играем, пока видим интерес, игра не должна утомлять. До трех лет лучше, если с ребенком занимаются близкие, родные люди. Далее можно привлекать психологов, воспитателей, логопедов.

Есть интересные исследования, как ребенок учится говорить. Когда человек говорит, то почти 90% информации передается невербально. То есть в речи участвует все тело, которое совершает микродвижения, а тело слушателя (благодаря зеркальным нейронам) с небольшой задержкой эти движения повторяет. Это происходит бессознательно. Прежде чем произнести первое свое слово, малыш тренируется почти год, ему приходится координировать более сотни мышц. Поэтому для обучения речи не подходят аудиозаписи со сказками. Они будут нужны позже, для расширения словарного запаса и выразительности речи.

Очень важно понимать, что в обучении ребенка не должно быть агрессии.
Если что-то сказано неправильно, то просто повторяем сами правильно, но не заставляем повторять ребенка. А то вы рискуете сделать так, что малыш совсем закроется и перестанет пробовать говорить. Зачем, если за это ругают?

И еще существует другая крайность – оранжерейные условия, когда все делают за ребенка и ему не нужно ни к чему стремится. Помните, как в известном анекдоте, где в семье ребенок долго не начинал разговаривать.

Сидит как-то вечером семья, ужинает, и вдруг сын говорит матери:
- Суп не соленый.
- Сынок, что же ты раньше молчал?
- А раньше все нормально было.

Вывод такой:
Чем больше родители говорят с ребенком, тем лучше его развитие речи.
Не бойтесь вести с ребенком свои монологи, знайте - это не разговор в пустоту.

Наука психолингвистика провела исследования и показала, что существует декодирование полученного в раннем детстве языкового материала. Так что с самого рождения малыш запоминает все сигналы, а потом, овладев речью, декодирует их.


Просмотров: 594
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Задержка в развитии речи - отправлять ребенка в детский лагерь или нет?
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Пазлы как инструмент развития речи
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Условия, влияющие на развитие речи
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Гаджеты и скудность речи у ребенка
  • Развитие речи у детей
  • Избавляемся от слов-паразитов в речи
  • 10 способов активизации речи малыша
  • Развитие речи и дыхание
  • Развитие речи дошкольника
  • Развитие речи и дыхание
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Развитие речи: артикуляционные упражнения
  • Развитие речи и помогающие специалисты
  • Мама не уходи! Как быть, если малыш с трудом отпускает вас.
  • Развитие разговорной речи в Монтессори подходе
  • Так что же делать, если малыш боится?
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • Эмоциональное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР).
  • Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь